Ти-Юн (Кузнецов, 2007)

ТИ-ЮН (тело/субстанция — функция/ акциденция) - терминологическое словосочетание в китайской философии, имеющее три основных значения: а) «[оформленная] сущность/реальность и [ее] функция/атрибут»; б) «основа/субстанция — проявление/ акциденция» (более узкое значение: «ноумен — феномен»). Здесь соотношение ти и юн более дихотомично. В этом аспекте проблему Т.—ю. начал разрабатывать представитель направления сюань сюэ Ван Би (226 — 249), у которого в качестве вселенской «основы»-ти фигурировало «отсутствие/небытие» (у, см. Ю-у). Главный основоположник неоконфуцианского учения о принципе (ли сюэ) Чжу Си (1130—1200) перенес дихотомию Т.—ю. на соотношение син ([индивидуальная] природа) и цин (чувства); в) дихотомия «принцип (основа) — применение (второстепенное)». Введена теоретиком политики «самоусиления» Чжан Чжидуном (1837— 1909), который предложил использовать «китайскую науку в качестве основы (ти), западную науку для [утилитарного] применения (юн)». Под «китайской наукой» понимались духовно-культурные и идеологические принципы, под «западной наукой» — естественнонаучные дисциплины и технические достижения. Этот тезис в сокращенной формулировке («китайское в качестве основы, западное для применения») впоследствии подразумевал преемственность духовной и культурной традиции при заимствовании западного опыта.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 590.

Понятие: