Афинская школа

Рафаэдь Санти. Афинская школа.

 

Философия в Афинах (Васильева, 1985)

Провести четкую границу между Большим Платоном и Малым Платоном не взялся бы сегодня ни один ученый. В самом деле, диалог «Клитофон» по построению и по диалектическому мастерству, бесспорно, уступает «Феагу», но «Феаг» слабее «Протагора», а по сравнению с «Пармепидом» детским лепетом звучит даже «Горгий». Критерии философской зрелости или литературного мастерства в наши дни не так жестки, как для современников Гегеля или Гёте. Критерий философской последовательности тоже представляется теперь не таким уж надежным, поскольку абсолютной уверенности в авторстве Платона пет ни для «Парменида», ни для «Кратила», ни для «Протагора»...

Афинская школа (НФЭ, 2010)

АФИНСКАЯ ШКОЛА платонизма – направление 1) в среднем платонизме 1–2 веков и 2) неоплатонизме конца 4 – середины 6 веков. С середины 1 века до н.э. платоническая догматика развивалась вне стен Академии и даже вне Афин, – прежде всего в Александрии, в связи с чем возникло противопоставление академиков, т.е. представителей скептической Академии, и платоников, признававших наличие платоновской догматики и необходимость положительной разработки платоновского учения. Первый известный платоник Афинской школы – выходец из Египта Аммоний Александрийский (ум. ок. 80 н.э.). У него в 66–67 годы учился Плутарх из Херонеи, по сочинениям которого («Платоновские вопросы», комментарий на «Тимея», толкования мифов, и др.) можно представить общую направленность учения Аммония. Платонизм Аммония, сформировавшийся в Александрии и опиравшийся на учение Древней Академии (Ксенократа), носил пифагорейскую окраску, в связи с чем следует предполагать влияние Евдора Александрийского. Не исключено также влияние Евдора на Никострата, который, по Симпликию, вслед за неким Лукием написал книгу возражений против ряда аристотелевских трактатов, используя для критики Аристотеля положения стоицизма...