Источники

Исторические источники: классификация

К историческим источникам относится все, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества. Классификация исторических источников является одним из важнейших аспектов вспомогательной исторической дисциплины — исторического источниковедения.

Многие классики отечественной истории решали вопрос классификации источников самостоятельно и объясняли систему классификации источников во введениях и предисловиях к своим работам. Одну из самых удачных классификаций источников предложил А. С. Лаппо-Данилевский. Он делил источники на остатки и предания...

Критика исторического источника

КРИТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА - понятие классической модели исторической науки (XVIII-XIX веков), когда в качестве цели изучения исторического источника выступало определение его достоверности, понимаемой как соответствие его информации так называемой «объективной реальности прошлого». И. Г. Дройзен (1808-1884) среди задач критики исторического источника выделял определение подлинности и достоверности. Результатом исторической критики, включая критику исторического источника, по Дройзену, является получение проверенного материала для дальнейшего исследования - исторической интерпретации.

Источник исторический (Чубарьян, 2014)

ИСТОЧНИК ИСТОРИЧЕСКИЙ - объективированный результат творческой активности человека / продукт культуры, используемый для изучения / понимания человека, общества, культуры как в исторической, так и в коэкзистенциальной составляющих. Такое понимание исторического источника восходит к разработанной в русской версии неокантианства (А. И. Введенский, 1856-1925; А. С. Лаппо-Данилевский, 1863-1919) концепции объекта исторического познания, основанной на принципе «признания чужой одушевленности».

Источники исторические (Орлов, 2012)

ИСТОЧНИКИ ИСТОРИЧЕСКИЕ - все носители информации, свидетельствующие о прошлом, являющиеся результатом деятельности человека (общества) и основой исторического познания. Существуют в основном в четырех типах, определяемых по способу кодирования (сохранения и передачи) исторической информации: вещественном, изобразительном, фоническом и письменном. Письменные источники делятся на виды в соответствии с их социальной функцией и целью создания: законодательный, делопроизводственный, мемуарный (воспоминания, записки), эпистолярный (личная переписка) и публицистический, включающий множество разновидностей произведений, созданных для фиксирования исторической информации и воздействия на общественное мнение.

Источники археологии

РАЗНОВИДНОСТИ ИСТОЧНИКОВ. Археология – единственная отрасль изучения человека, опирающаяся в большей мере на оставленные людьми материальные остатки, чем на непосредственные наблюдения над человеческим поведением или на письменные свидетельства. Такая ориентация на материальные свидетельства заставляет археологов совершенствовать те методы и приемы сбора и осмысления данных, которые обеспечивают извлечение максимума сведений из имеющихся источников.

Источники права (БЮЭ, 2010)

ИСТОЧНИКИ ПРАВА. Под И. П. понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Различают следующие виды И. П.: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор. Под правовым обычаем понимается обычай, санкционированный государством. Государство признает то правило, которое уже сложилось ранее независимо от государства, и придает этому правилу общеобязательную силу. Другой И. П. — судебный прецедент. Он представляет собой решение суда (как правило, вышестоящего) по какому-либо конкретному делу, которому придается обязательная сила в отношении всех аналогичных (подобных) дел, возникших после этого решения. Суд здесь выступает в роли правотворческого органа, создающего нормы права...

Tags: 

Источники права (Лопухов, 2013)

ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА — способы выражения, закрепления, воплощения норм права, придания им, как общим правилам поведения, общеобязательного юридического значения. Современные правовые системы (англосаксонская, континентальная (романо-германская) и традиционная) основываются на нескольких источниках права, среди которых обычно выделяют правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, правовую доктрину, нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты). Правовые обычаи — это устойчивые, сложившиеся в результате многократного их применения правила (в том числе и религиозные) общественного поведения людей, которые санкционированы государством и соблюдение которых гарантируется государств, принуждением (многие страны исламского мира). Судебный или административный прецедент — это придание нормативной силы решению органа государств, власти по конкретному делу, которое в дальнейшем становится образцом, эталоном при разрешении других аналогичных дел (англоязычные страны мира). Судебная практика — деятельность судебных органов, в результате которой детализируются и конкретизируются законы и вырабатываются правоположения. Нормативные договоры — это соглашения двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер...

Tags: 

Источники права (Кузнецов, 2007)

ИСТОЧНИКИ ПРАВА. В современной науке считается доказанным, что существует три основных И.п.: обычай, юридический прецедент и нормативный акт. Некоторые авторы в качестве самостоятельных И.п. рассматривают договор и религиозные представления. В данном случае такая тонкость не имеет принципиального значения, потому что эти И.п. без какого-либо искажения сути дела могут быть зачислены в обычай. Под обычаем понимают устойчивую социальную норму, принимаемую социальной группой в рамках определенной традиции. Он определяет коллективную психологию, культовые и обрядовые действия, систему воспитания, регулирует деятельность и поведение людей в обществе и личной жизни. Следование обычаю опирается на систему воспитания, привычку, на наличие устойчивых стереотипов поведения, ограниченных рамками данного обычая. Обычаи выполняли роль социальных норм, способствовали формированию мировоззрения людей, регулировали трудовую деятельность, бытовые и семейные отношения. В их основе часто лежали моральные и религиозные представления, объективировались хозяйственные и военные навыки и знания. Обычаи способствовали нормированию укорененных в обществе правил привычного поведения. На ранних стадиях возникновения социальных норм обычай с помощью культовых и обрядовых действий закреплял и проводил в жизнь мифологические воззрения, принимаемые в данном обществе...

Tags: