Дхвани

Дхвани

ДХВАНИ. 2. В индийской эстетике дхвани обычно интерпретируется как «намек» или «внушение», возникающие в результате знакомства с поэтическим произведением. Автором концепции дхвани являлся крупнейший индийский теоретик Анандавардхана (9 в.). Придерживаясь традиционного взгляда на основу или «тело» поэзии, понимаемое как сочетание слова (śabda) и выражаемого с его помощью смысла (artha), Анандавардхана предложил новое толкование «души» поэзии.

Дхвани

ДХВАНИ (санскр. dhvani – резонанс, букв. – отзвук, эхо, аналогичное звуку, слышимому тогда, когда колокольчик уже перестал звучать) – 1. В индийской лингвистической философии обозначение изменчивых физических звуков в противоположность вечной спхоте (носителю смысла) или вечному слову (шабда). Однако Бхартрихари различает два типа дхвани: базовые звуки (prakṛtadhvani) и вариативные звуки (vaikṛtadhvani). Пракрита-дхвани для Бхартрихари – это идеальные, неделимые, архетипические звуки, резонирующие в сознании (и поэтому узнаваемые другим сознанием), но не в органах артикуляции.