Дхвани

ДХВАНИ (санскр. dhvani – резонанс, букв. – отзвук, эхо, аналогичное звуку, слышимому тогда, когда колокольчик уже перестал звучать) – 1. В индийской лингвистической философии обозначение изменчивых физических звуков в противоположность вечной спхоте (носителю смысла) или вечному слову (шабда). Однако Бхартрихари различает два типа дхвани: базовые звуки (prakṛtadhvani) и вариативные звуки (vaikṛtadhvani). Пракрита-дхвани для Бхартрихари – это идеальные, неделимые, архетипические звуки, резонирующие в сознании (и поэтому узнаваемые другим сознанием), но не в органах артикуляции. На их основе формируются вариативные, или эмпирические, звуки, коррелирующие с артикулированной речью. Если первые дифференцируются в соответствии с долготой гласных и согласных (которая бывает краткой – одна матра, долгой – две матры и протяженной – три матры), то вторые – в соответствии с индивидуальной манерой говорящего произносить слова (ассоциируется со скоростью и классифицируется на быструю, среднюю и долгую). Ввиду того что различия в долготе ассоциируются с положением органов артикуляции в ходе звукоизвлечения, они рассматриваются как составная часть фонетической системы санскрита. Что же касается скорости речевого потока, то она зависит от быстроты смены положения органов артикуляции и поэтому не входит в фонетическую систему как таковую. В связи с этим различия в долготе связываются Бхартрихари с базовыми звуками, а индивидуальная скорость звукоизвлечения – с вариативными. В последующих лингвофилософских концепциях вайкрита ассоциируется с «проявленной» (vaikhar̄i) речью, а пракрита – с «срединной» (madhyamā), звучащей «про себя». Высшая же, «видящая» (paśyantī) речь коррелирует со спхотой. См. также Философия языка в Индии.

В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 716-717.

Понятие: