Баллада (ЛЭ, 1981)
БАЛЛАДА, лиро-эпическое сюжетное стих, с четкими жанрово-структурными признаками, представленное в поэзии Лермонтова сравнительно небольшим числом произведений. Однако в круг его балладного творчества входит множество явлений промежуточных, междужанровых — на границе лирического стихотворения и баллады (песня, дума), эпоса и лирики (историческая и военная песни). Их «балладность» обнаруживается в острой сюжетности, лиризме повествования, фрагментарности композиции, особой роли диалога, четкой ритмической организации стихотворного текста. Ранние баллады создавались под прямым воздействием предромантической и романтические традиции, в первую очередь B. А. Жуковского и немецких поэтов Ф. Шиллера и Г. Бюргера, интерес к которым был пробужден переводами Жуковского; таковы «Баллада» («Над морем красавица-дева сидит»), «Перчатка», «Гость» («Как прошлец иноплеменный»)...