Баденская школа (Кириленко, Шевцов, 2010)
БАДЕНСКАЯ (ФРЕЙБУРГСКАЯ) ШКОЛА неокантианства — одно из направлений западной философии последней трети XIX — первой трети XX века. Основные представители — В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э.Ласк. Баденская школа трансформирует основные положения кантовской философии — учение о «вещи в себе», о соотношении «чистого» и практического разума; кантовский априоризм. Определенное влияние на философию Баденской школы оказал Э. Гуссерль. Для Баденской школы базисной реальностью является сфера социального опыта. Баденская школа отказывается от кантовского признания «вещи в себе», бытие всякой вещи рассматривает как бытие в сознании. Вместе с тем Баденская школа отвергает субъективизм, полагая, что результат познания — всеобщее и необходимое, трансцендентальное знание. Достижение трансцендентального знания возможно, если ориентацию на ценности признать общеобязательной для познающего субъекта. Философия — наука о ценностях... ценности образуют самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта, — мир трансцендентного. Одна из основных проблем Баденской школы — взаимосвязь трансцендентного и имманентного — царства ценностей и действительности. Трансцендентное, «чистая» ценность соединяется с действительностью с помощью иррационального прыжка, не поддающегося логической реконструкции...