Совершенство в арабо-мусульманской философии
СОВЕРШЕНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ, Понятие совершенства выражается терминами «кама̄л», «там а̄м», «там а̄миййа» (полнота) и разрабатывается во всех школах начиная с арабоязычного перипатетизма. Противоположностью совершенства выступает ущербность (нак̣с̣, нук̣с̣а̄н). Сугубо этическое понимание совершенства в платонико-аристотелианском духе развивается в традиции трактатов, носивших название «Тахз̱ӣб ал-ах̱ла̄к̣» («Исправление нравов») (Йах̣йа̄ Ибн ‘Адӣ, ум. 974, Ах̣мад Ибн Мух̣аммад Мискавайх, ум. 1030, Нас̣ӣр ад-Дӣн ат̣-Т̣ӯсӣ, ум. 1274). В них «совершенный человек» (’инс а̄н т а̄мм) понимается как обладающий похвальными этическими качествами и избавленный от порицаемых, а путь совершенствования – как ясное осознание различия между добродетелями и пороками и самоконтроль ради развития первых и устранения вторых...