Каббала

Каббала - это религиозно-мистическое и эзотерическое течение в иудаизме, которое претендует на тайное знание божественного откровения, содержащегося в Торе. Тексты каббалы полны аллегорий и тайных знаков, которые рассказывают о сатанинских ритуалах и общении с силами зла, методах воздействия на подсознание людей. Убеждение каббалистов заключается в том, что знание тайн каббалы делает их правителями мира. Кабалистические взгляды также лежат в основе сокрытия «истинных знаний», доступных только узкому классу «избранных».

 

Каббала (Иов, 2007)

Каббала (евр. qabbalah – принятие, предание) – мистическое учение и мистическая практика в иудаизме. Это эзотерическое теософское учение по духу совершенно чуждо Священному Писанию, ибо Божественная истина, содержащаяся в святой Библии, имеет целью спасение всего человечества. Поэтому о каком-то тайном знании речи быть не может. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину (Ис.45:19). Слово Божие есть Откровение о путях нашего спасения.

Каббала (Ильичёв, 1983)

КАББАЛА (др.-евр., букв.— предание), мистическое течение в иудаизме. Каббала соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. Уже трактат «Книга творения», созданный между 3 и 8 веками, учит о 32 элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом пифагореизме), но и 22 буквы еврейского алфавита.

Каббала (Новиков, 1987)

КАББАЛА (древн.-евр. — предание) - устная передача религиозных заповедей, имевшая распространение среди приверженцев иудаизма. Получила развитие в анонимной книге «Зогар» («Сияние»), опубликованной в 13 веке. Краеугольным камнем каббалы является учение об «энсофе» — бесконечном божестве, лишенном какой-либо определений. Вместе с тем «энсоф», по каббале, - активное начало Вселенной, а все единичные вещи представляют собой истечение или излучение (эманацию) его сил. Каббала допускает переселение душ.

Эйн соф

ЭЙН СОФ (евр. бесконечный или бесконечность) — в каббале трансцендентное Божество, стоящее над сефирот и порождающее их в процессе эманации (термин впервые зафиксирован у Исаака Слепого, ок. 1200); в некоторых школах отождествляется с высшей сефирот Кетер; у И. Лурии — Божество до цимцума. Вбирает в себя черты сверхбытийного Единого, в неоплатонизме именуется Айн («ничто»). Наряду со строго апофатическим пониманием Эйн Соф существовала тенденция приписывать ему ту или иную традицию: говорилось о сефирот, сокрытых в Эйн Соф, о различных ступенях Эйн Соф, о свете и субстанции Эйн Соф; у некоторых каббалистов парадоксальным образом именно Эйн Соф приобретает антропоморфные черты (ср. Адам Кадмон)...

Каббала (НФЭ, 2010)

КАББАЛА (др.-евр., букв. — предание) — мистическое течение в иудаизме. Каббала соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. Уже трактат «Книга творения», созданный между 3 и 8 вв., учит о 32 элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом пифагореизме), но и 22 буквы еврейского алфавита. Каббала в собственном смысле слова складывается к началу 13 в.

Каббалистика

КАББАЛИСТИКА (др.-евр. — кабала, каббала — предание, традиция) — 1) практическая каббала, основанная на вере в возможность разумного вмешательства в божественные, космические процессы при помощи молитв, специальных обрядов, магии; 2) ненаучные, искусственно усложненные, запутанные рассуждения, доказательства, советы.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 202.

Каббала (Подопригора, 2013)

КАББАЛА, КАБАЛА [др.-евр. — предание] — мистическое учение в иудаизме, основанное на толковании букв еврейского алфавита (22 согласные); Каббала соединила пантеистические построения неоплатонизма (учение об эманации) и идеи гностицизма с иудейской традицией аллегорического толкования Библии; окончательно оформилась в XIII в. в Андалусии; ныне Каббала популярна в среде хасидов.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 150.