Каббала (Ильичёв, 1983)
КАББАЛА (др.-евр., букв.— предание), мистическое течение в иудаизме. Каббала соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. Уже трактат «Книга творения», созданный между 3 и 8 веками, учит о 32 элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом пифагореизме), но и 22 буквы еврейского алфавита. Каббала в собственном смысле слова складывается к начале 13 века среди евреев Испании и Прованса и развивается в сложных отношениях взаимосвязи и противоборства с арабско-еврейским философским движением в Андалусии. Основополагающий памятник каббалы — «Книга сияния», или «Зогар», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце 13 века и принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому (Моше де Леон), который, однако, предпочёл выдать её за наследие талмудического мудреца 2 века Симона бен Йохаи; она имеет форму аллегорического толкования на библейские тексты. Каббала понимает бога как абсолютно бескачественную и неопределимую беспредельность («Эн-Соф»). Однако это ничто есть одновременно всё в вещах, в которые оно изливает свою сущность, ограничивая для этого само себя (таким образом, Каббала ставит на место учения о сотворении мира учение об эманации). Неопределимый бог приходит к определённости в десяти «Сефирот», или стадиях своего смыслового саморазвёртывания, аналогичных «зонам» гностицизма («венец», «мудрость», «разумение», «милость», «сила», «сострадание», «вечность», «величие», «основа», «царство»); соотношение этих гипостазированных атрибутов бога изображалось в виде «древа Сефирот». В своей совокупности «Сефирот» образует космическое тело совершенного существа первочеловека Адама Кадмона, сосредоточившего в себе потенции мирового бытия. Особый аспект каббалы составляет так называемая практическая каббала, основанная на вере в то, что при помощи специальных ритуалов, молитв и внутренних волевых актов человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс истории (например, приближать пришествие мессии), ибо каждому «возбуждению снизу» (от человека) не может не ответить «возбуждение сверху» (от бога).
С 15 века интерес к каббале распространяется в кругах христианских учёных Европы, стремившихся синтезировать её с догмами христианства в рамках универсальной всечеловеческой религии (Пико делла Мирандола, И. Рейхлин, Агриппа, Парацельс и др.); близко к каббале подошёл Бёме в своём учении о происхождении мирового конфликта из самой природы бога. Влияние мистицизма каббалы прямо или опосредованно испытали Гегель, Вл. Соловьёв, Бердяев, Юнг, Бубер.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Langer G., Liebesmystik der Kabbala, Munch., 1956;
S с h o l e m G., Major trends in Jewish mysticism, N. Υ., 19694, p. 119—286.