Апофатическое богословие

Апофатическое богопознание

АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОПОЗНАНИЕ (от греч. apophatikos - отрицательный) – познание Бога, основывающееся на предпосылке, что Бог совершенно несоизмерим со всем, что есть в тварном мире; поэтому все наши слова, имена, представления и понятия, относящиеся к жизни твари, непригодны для понимания Бога. И если мы называем Бога благим, мы должны помнить, что Он - превыше всякого блага, Преблагой; если Сущим, то не забывать, что Его Сущность Сверхсущностная; если Мудрым, то с поправкой, что Он - Премудр.

Апофатическая теология (НФЭ, 2010)

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. ἀποφατικός – отрицательный) – один из двух (наряду с катафатической теологией) путей познания Бога, состоящий в последовательном восхождении от тварного мира к Творцу, которое предполагает, с одной стороны, рассмотрение все более совершенных творений и свойств, а с другой – констатацию несоизмеримости каждого из них с Богом, с божественной сущностью. Поскольку всякое знание является знанием о сотворенных вещах, обладание ими привязывает человека к миру; освобождение от власти тварного мира и его образов предполагает отстранение от всего, что не есть Бог, отказ от приложения к Богу понятий и представлений, почерпнутых из рассмотрения конечных вещей, так как с их помощью невозможно достичь положительного знания о Боге...

Апофатическая теология (Грицанов, 1998)

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (греч. apophatikos - отрицательный) - специфичная для теизма парадигмальная установка теологии, фундированная презумпцией невыразимости Бога в позитивном знании. В отличие от катафатической теологии, апофатическая теология полагает в качестве единственного достоверного источника знаний об Абсолюте непосредственное узрение истины в акте откровения. Согласно апофатической теологии, трансцендентный Бог может быть выражен только посредством отрицательных определений, т.е. путем последовательного снятия всех его эмпирически фиксируемых атрибутов и сигнификаций.

Апофатическое богословие (Кириленко, Шевцов)

АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (греч. apophatikos — отрицательный) — путь негативного, «отрицательного» познания Бога путем устранения всех относящихся к Нему представлений и понятий как несоизмеримых с Его природой. Путь этот восходит к неоплатоническим представлениям о безусловной неопределимости Бога в себе самом. Техника апофатического богословия была разработана в «Мистическом богословии» псевдо-Дионисием Ареопагитом, Григорием Нисским. Апофатическое богословие дополняется катафатическим богословием.

Апофатический (Конт-Спонвиль)

АПОФАТИЧЕСКИЙ (APOPHATIQUE). От греческого apophanai — говорить «нет». Апофатическое высказывание строится на отрицании. Наиболее известна апофатическая теология, признающая невозможность дать определение Бога, но в то же время полностью не отказывающаяся рассуждать о Боге. Познание Бога в рамках этого учения видится как познание непознаваемого, а все высказывания в его адрес основываются на выражении невыразимого. Между тем, даже построенная на отрицании, апофатическая теология утверждает существование Бога.

Апофатическое богословие (Кузнецов)

АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (греч. … от αποφατικος — отрицательный) — «отрицательное» (или мистическое) богословие — система раскрытия и обоснования истин христианского вероучения, сложившаяся к VI в. и получившая распространение преимущественно на христианском Востоке в виде двух основных течений. Представители первого течения, такие, например, как Климент Александрийский (ум. в 215 г.), резко отрицали возможность какого бы то ни было концептуального знания о Боге, по природе непостижимого.

Апофатическое богословие (Филатов)

АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ — теологический метод, запрещающей переносить на Бога понятия земного мира и предполагающий описание Его только посредством отрицательных определений. Апофатическое богословие, заявляя о безусловной непостижимости Бога, защищает сокровенность Его личностной природы, предполагает для познающего полный отказ от аналогий с реалиями земного бытия. Апофатическое богословие в православии считается основным методом, в отличие от вспомогательного — катафатического, предполагающего понимание  Бога через определение того, чем Он является.