Идеализация

Идеализация

ИДЕАЛИЗАЦИЯ (от греч. ἰδέα, англ. idealization, фр. idéalisation, нем. Idealisierung) – гносеологическое понятие, означающее представление чего-либо в более совершенном виде, чем оно есть на самом деле, которому реальные прообразы могут быть указаны с большей или меньшей степенью приближения. Идеализация является такой же естественной способностью человеческого мышления, как способности к абстракции и обобщению, и, подобно им, представляет собой акт мысленного освобождения реальности от некоторых ее черт, признаков, связей.

Идеализация (Головин, 1998)

ИДЕАЛИЗАЦИЯ — согласно З. Фрейду — стремление, создающее ошибочное суждение, проявляемое в феномене сексуальной переоценки объекта ввиду того, что избранный объект до некоей степени не подвергается критике и все его качества оцениваются выше, чем качества нелюбимых людей, или же чем качества того же самого объекта, пока он еще не был любим. Благодаря идеализации объект, не изменяясь в сущности, становится более значимым и оценивается выше. Она возможна как в отношении Я-либидо, так и объект-либидо.

Идеализация (Рапацевич, 2006)

ИДЕАЛИЗАЦИЯ - процесс представления кого-либо или чего-либо лучшим, более совершенным, чем есть на самом деле; наделение качествами, присущими идеалу. Идеализация - мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Идеализированные объекты являются некоторыми предельными случаями тех или иных реальных объектов и служат средством их научного анализа, основой для построения теории этих реальных объектов; они, таким образом, в конечном счёте выступают как отображения объективных предметов, процессов и явлений.

Идеализация (Барнесс)

ИДЕАЛИЗАЦИЯ (IDEALIZATION). Нереалистичное завышение личностных атрибутов объекта. Индивиду, превозносимому до экзальтированного признания его совершенством, могут приписываться противоречивые качества, соотносимые с либидинозным или агрессивным катексисом. Идеализация сопровождается чувствами восхищения, благоговения, почитания, обожествления, очарования. Впервые этот процесс описан Фрейдом в связи с феноменом влюбленности. Идеализироваться могут как объект, так и сам индивид.

Идеализация (Шапарь)

ИДЕАЛИЗАЦИЯ (фр. idealisation, от греч. idea — идея) — 1) представление чего-либо лучшим, чем оно есть в действительности, приукрашивание действительности; представление чего-либо в качестве идеала; 2) мысленный акт, связанный с образованием понятий об объектах, не имеющих своего аналога в действительности, например «точка», «абсолютно черное тело», а также сами эти понятия; 3) по 3. Фрейду, стремление, создающее ошибочное суждение, проявляющееся в феномене сексуальной переоценки объекта ввиду того, что избранный объект до некоторой степени не подвергается критике, а все его качества оцениваются выше, чем качества нелюбимых людей или качества того же самого объекта, пока он еще не был любим. Благодаря идеализации объект, не изменяясь в сущности, становится более значимым и оценивается выше. Возможна в отношении как Я-либидо, так и объект-либидо.

Идеализация (Фролов)

ИДЕАЛИЗАЦИЯ — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Идеализированные объекты являются предельными случаями тех или иных реальных объектов и служат средством их научного анализа, основой для построения теории этих реальных объектов; они, таким образом, в конечном счете выступают как отображения объективных предметов, процессов и явлений. Примерами идеализированных объектов могут служить понятия: «точка», «прямая линия», «актуальная бесконечность» — в математике; «абсолютно твердое тело», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» — в физике; «идеальный раствор» — в физической химии. Наряду с абстракцией, с которой она тесно связана, И. выступает важным средством познания законов действительности.

Идеализация в искусстве

ИДЕАЛИЗАЦИЯ В ИСКУССТВЕ - метод художественного обобщения, состоящий в выделении потенциально возможных, как позитивных, так и негативных, сторон действительности и придании им в образной форме эстетически значимого облика. В эстетике идеализация сходна с типизацией (обобщением наиболее часто встречающихся характерных сторон явлений и выражением их художественными средствами). В идеализации доминирует представление о должном, возводя к образцу или антиобразцу. В классической эстетике идеализация чаще всего связана с возвышением позитивного момента, его одухотворением.