Ипостась

ИПОСТАСЬ (от греч. hypostasis - сущность) - в христианстве - обозначение каждого из обликов единосущего бога, выступающего в трех лицах: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой (см. Троица).

 

Ипостась

ИПОСТАСЬ (от греч. ὑπόστασις – подставка, основание, сущность) – один из важнейших терминов христианского богословия. В качестве термина позднеантичной философии впервые введен Посидонием в значении единичного реального бытия; в перипатетической традиции – синоним «первой сущности» «Категорий» Аристотеля. Словоупотребление, ставшее господствующим в церковной догматике, связано в первую очередь с богословской деятельностью Василия Великого и всего кружка каппадокийцев. В восточном богословии уже начиная с 3 века (Ориген) понятие ипостаси использовалось в разных смыслах, в контексте учения о Троице, означая то различие Трех Лиц, то их сущностное единство. Причиной этой неопределенности было отсутствие четкой терминологической дифференциации «ипостаси»...

Ипостась (Конт-Спонвиль, 2012)

ИПОСТАСЬ (HYPOSTASE). То, что находится под (греческое слово hypostasis эквивалентно латинскому substantia), иными словами, то, что лежит в основании или служит чему-то подставкой. Ипостась обозначает реальность, существующую в себе, но рассматриваемую, особенно после неоплатоников, в ее отношениях с другими ипостасями, из которых она проистекает или которым дает рождение. Так, у Плотина Единое (первая ипостась) порождает Ум (вторая ипостась, проистекающая из первой), который в свою очередь порождает Мировую душу (третья ипостась как эманация Ума).

Ипостась (Филатов, 2011)

ИПОСТАСЬ — «сущность»; термин древнегреческой философии и христианского богословия, утвердившийся в Церкви после собора 362 г., созванного Афанасием Александрийским специально для разрешения противоречий в его понимании. С того времени понятие «ипостась» в богословии стало употребляться только в значении Лица Святой Троицы при указании на отличительные свойства каждого из Трех Лиц. В дальнейшем это понятие было окончательно сформулировано Василием Великим и Григорием Богословом.

Ипостась (Кузнецов, 2007)

ИПОСТАСЬ (от греч. ύποστασιζ — сущность, основание) - философский и богословский термин. Считается, что он был введен в I в. до н.э. Посидонием для обозначения реальной сущности в отличие от сущности мыслимой или кажущейся. Глагольные формы термина Tjitocrcaaig употреблялись ранними стоиками (в частности, Хрисиппом) для обозначения «ипостасирования», осуществления материи в вещах наличного бьггия. Актуализация понятия «И.» происходит во II—IV вв., во время так называемых тринитарных споров; адекватное определение этого термина имело большое значение для формирования христианской догматики.