Знание

Мнение и знание

МНЕНИЕ И ЗНАНИЕ, докса и эпистеме (греч. δόξα χαί  επιστήμη), категории древнегреческой теории познания, особенно характерные для элейской школы и платонизма. Уже у Ксенофана (фр. В 34) «точность» (σαφές) провозглашается прерогативой божественного субъекта, на долю человека остаётся только «догадка», или «мнение»; тот же мотив ограниченности человеч. знания, связанный с общей архаической концепцией «беспомощности» человека, выступает и у Гераклита (В 78) и Алкмеона (В 1). Парменид впервые соотносит мнение и знание (и соответствующие им способы познания) с различными уровнями реальности: чувственное восприятие, направленное на изменчивый мир становления, приводит к «мнениям»...

Легитимация знания

ЛЕГИТИМАЦИЯ ЗНАНИЯ - понятие, отражающее взаимосвязи производства знания, его контроля и признания в рамках определенных социальных институтов и властных отношений. Это понятие смещает акцент с традиционных представлений об имманентной логике развития знания и его обоснования на механизмы схождения эпистемических и социальных структур. Различные проявления легитимации знания описаны М. Фуко в контексте его концепций «власти-знания» и «дисциплины» и П. Бурдье в его исследованиях «поля науки» и университетской среды.

Явное и неявное знание

ЯВНОЕ И НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ – категориальная оппозиция, играющая существенную роль в философско-методологической концепции М. Полани. Познавательный интерес может быть сосредоточен на целостности объекта либо на его структурных элементах. В первом случае знание об объекте и его функциях выступает как центральное (focal), или явное, а знание об элементах – как периферическое, или неявное, подразумеваемое (tacit). Во втором случае явное знание и неявное знание меняются ролями.

Знания (Рапацевич, 2006)

ЗНАНИЯ - результаты процесса познания действительности, отражающие её в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, концепций, принципов, законов, закономерностей и т.д. 3. фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков и могут быть: донаучными, житейскими, художественными, религиозными и научными. 3. иногда рассматривают как содержание памяти, мышления и воображения, построенное по типу технологической идеи: его можно претворить в вещь, процесс, прибор, т.е. бесконечное число раз воспроизвести в форме объекта. 3.

Знаний качества

ЗНАНИЙ КАЧЕСТВА. В последние года внимание к определению знаний качеств усилилось отчасти потому, что идёт интенсивный поиск критериев оценки знаний и средств диагностики их усвоенности. В ходе пусть медленного поиска её решения обнаружилась необходимость определить совокупность качеств знаний, без которых критерии оценки и способы диагностики уровней усвоения найти нельзя: неизвестно, что замерять. Однако поиск критериев оценки знаний - не главная причина обострённого внимания к знаний качеств. Дело в том, что знания как объект усвоения представляют собой одну из целей обучения.

Знание (арабо-мусульманское понятие)

ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Благодаря слитости процессуального и субстанциального аспектов в категории масдара (отглагольного существительного) арабское языковое мышление имеет тенденцию рассматривать процесс и результат как нечто единое (см. Действие), поэтому категория «знание» зачастую исследуется неотрывно от категории «познание». Другая особенность понимания знания и познания состоит в тесной связи с теорией указания на смысл: знание рассматривается как «знание смыслов», выявляемых в вещах в качестве их «скрытого».

Знание (НФЭ, 2010)

ЗНАНИЕ — форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания. Со времен элеатов, атомистов и Платона знание характеризуется через противоположность мнению. Глубокое, полное и совпадающее с объектом знание противопоставляется иному — поверхностному, фрагментарному и отклоняющемуся от подлинной реальности знанию, фактически лишаемому позитивного статуса и объявляемого заблуждением. Это — онтологическое представление о знании как образе скрытой реальности, которое постольку состоятельно, поскольку совпадает с последней (теория корреспонденции). Использование вещных аналогий («копия», «слепок», «отпечаток», «отражение») обнаруживает истоки данного представления в сакральных верованиях симпатической магии, согласно которой подобное таинственно порождается подобным. Современные реалистические эпистемологии стремятся десакрализировать процесс «пересадки в голову» предметного содержания с помощью достижений нейрофизиологии и теории информации...

Знание историческое

ЗНАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ - знание о развитии человеческого общества в режиме исторического времени. Условиями появления такого знания стали формирование в человеческом сознании стадиального представления о времени и появление письменности. Первым из дошедших до нас исторических произведений считается древнеегипетская летопись XXV века до н. э. (Палермский камень). В Европе исторические знания зарождаются в VI-V века до н. э. (логографы, Геродот). На Руси историческое знание в форме летописания зарождается в X-XI века.

Знание (Грицанов)

ЗНАНИЕ - селективная (1), упорядоченная (2), определенным способом (методом) полученная (3), в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная (4) информация, имеющая социальное значение (5) и признаваемая в качестве именно 3. определенными социальными субъектами и обществом в целом (6). В зависимости от названных критериев 3. может быть разделено на два типа по уровню его функционирования: обыденное 3. повседневной жизни и специализированное 3. (научное, религиозное, философское и т.д.), а также "перекрывающее" границу уровней профессональное и практическое 3.

Знания (Лопухов)

ЗНАНИЯ — проверенный практикой, опытом и удостоверенный логикой, интуицией промежуточный результат непрерывного процесса познания окружающего мира или каких-то его отдельных объектов, отражение окружающего мира в сознании человека в виде ощущений, восприятий, представлений, понятий, суждений, умозаключений (ступени познания), образов, концепций, теорий. Далеко не все знания обладают высокой степенью достоверности.

Страницы