Знаний качества
ЗНАНИЙ КАЧЕСТВА. В последние года внимание к определению знаний качеств усилилось отчасти потому, что идёт интенсивный поиск критериев оценки знаний и средств диагностики их усвоенности. В ходе пусть медленного поиска её решения обнаружилась необходимость определить совокупность качеств знаний, без которых критерии оценки и способы диагностики уровней усвоения найти нельзя: неизвестно, что замерять. Однако поиск критериев оценки знаний - не главная причина обострённого внимания к знаний качеств. Дело в том, что знания как объект усвоения представляют собой одну из целей обучения. Но это такая цель, в которой, как в фокусе линзы, концентрируются многие другие. Со знаниями связаны все другие цели обучения. Без знаний о действительности не может быть умений, знания выступают непременной предпосылкой, средством и результатом творчества, без знаний не может быть воспитано эмоциональное отношение к объектам, отражаемым этими знаниями. Известный дидакт И .Я. Лернер выделяет следующие знаний качества: полноту, глубину, систематичность, системность, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, развёрнутость, свёрнутость, осознанность , прочность. В идеале молодому поколению должен быть передан весь объём имеющихся знаний, но так как это невозможно, а в отношении каждого учащихся и подавно немыслимо, то школьная программа предусматривает определённый минимально необходимый объём знаний об изучаемых объектах. Этот объём и характеризует полноту знаний, измеряемую количеством программных знаний об изучаемом объекте. Совокупность осознанных учащихся существенных связей между соотносимыми знаниями характеризует глубину знаний - другие их качество. Систематичность знаний характеризуется осознанием состава некоторой совокупности знаний, их иерархии и последовательности, т.е. осознанием одних знаний как базовых для других, но при определённом, заданном угле зрения на эту совокупность. Системность как качество предполагает инвариантность роли того или иного знания. Она предусматривает осознание личностью (учащихся) знаний по их месту в структуре научной теории. Оперативность - качество, характеризуемое числом ситуаций, в которых уч-ся может заведомо применить то или иное знание, или числом способов, которыми он может это знание применить. Гибкость знаний личности проявляется в готовности человека к самостоятельному нахождению способа применения знаний при изменении ситуации или различных способов в одной и той же ситуации. Свёрнутость и развёрнутость знаний состоят в способности личности, с одной стороны, выразить знание компактно, но так, чтобы оно представляло видимый результат уплотнения некоторой совокупности знаний, а с другой - раскрыть систему шагов, ведущую к сжатию, свёртыванию знаний. Осознанность знаний личностью выражается в понимании их связей и путей их получения, в умении их доказывать, в понимании принципа действия связей и механизма их становления. Прочность состоит в устойчивой фиксации в памяти системы существенных знаний и способов их применения или в готовности вывести необходимые знания, основываясь на других опорных знаниях.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 241-242.