Ад

Х. Мемлинг. Грешники попадают в пекло.

АД [греч. Ἅδης — в системе представлений большинства религий место наказания душ грешников. Представление об Аде возникло из первобытных представлений о возможности самостоятельного существования души, ее бессмертии, о загробной жизни в глубине Земли, где душа якобы продолжает свое земное существование.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 8.

 

Ад в славянской мифологии

АД — часть того света, где пребывают грешники, испытывающие муки за свои земные грехи. У всех славян, прежде всего южных и восточных, книжные (церковные) представления об А. смешиваются с народными либо со[1]существуют с ними, находясь нередко в противоречивом отношении даже в одних и тех же традициях. Православная книжная и народная традиция противопоставляет Ад раю, а католическая с 12 века выделяет на «том свете» еще чистилище, переходное место из Ада в рай. Наиболее архаичными верованиями можно считать те, по которым Ад и рай территориально не расчленены, так что обитатели «того света» мучаются или блаженствуют по соседству...

Нарака

НАРАКА. 1) Ад или совокупность адов в индуистской мифологии. Они находятся под подземным миром, ниже столицы царства бога смерти Ямы. В разных версиях мифов называется 6, 7, 21, 28 или 50 кругов ада, расположенных друг под другом. Каждый круг имеет свое название, несколько подразделений и «специализацию» по типам грешников: первый предназначен для бездетных, следующий — для ожидающих очередного воплощения и т. д. Чем глубже круг ада, тем тяжелее и страшнее наказания.

Ад (БСЭ, 1969)

АД (от греч. hades - подземное царство), согласно большинству религиозных учений - местопребывание душ грешников, якобы обречённых на вечные муки. Представления об Аде возникли из первобытных верований в загробное существование души. По мере развития религий появляется понятие Ада как места, предназначенного исключительно для душ грешников. В древнегреческой мифологии в царстве теней (царстве мёртвых) самой мрачной частью являлся Тартар - место обитания злых.

Ад (КСА, 1987)

АД (от греч. Aides - подземное царство) - по религиозным представлениям - место, где души грешников подвергаются мучениям. Представления об Аде, о посмертном воздаянии за грехи всегда играли реакционную роль в обществе: с одной стороны, гасили гнев трудящихся против угнетателей, внушая надежду на то, что притеснители понесут наказание после смерти, с другой - удерживали эксплуатируемых от решительных действий, внушая им страх перед вечными муками за отсутствие смирения, покорности, терпения.

Джаханнам

ДЖАХАННАМ (араб.) — аналог ада в исламе; место, куда попадают после смерти неверные и грешники. Синонимы — «Огонь», «Пламя», «Пропасть» и т.д. Жертвы джаханнам горят в огне, они связаны цепями. Едят грешники плоды дерева заккум, которые по форме напоминают головы шайтанов; пьют кипяток, который «рассекает их внутренности» (47:17), и гнойную воду. Другой вид адских мук — жгучий холод. Разные категории грешников помещаются в разные части джаханнам, куда входят через разные ворота. Джаханнам охраняют грубые и сильные стражники. Глава их носит имя Малик (43:77). В послекоранической традиции приобрел популярность образ сират («пути») — тонкого, как волос или острие меча, моста, протянутого над джаханнам. По нему после смерти проходят все люди, но перейти через него могут только праведники. Согласно Корану, муки джаханнам вечны для не-мусульман. Грешники-мусульмане могут со временем искупить свои грехи и попасть в джанну.

Ад (Конт-Спонвиль)

АД (ENFER). Место величайших страданий. Религия часто называет адом кару, которая после смерти ожидает нечестивцев. Материалисты, для которых смерть — ничто, рассматривают его скорее как метафору. «Именно в этом мире, — пишет Лукреций (15), — жизнь дураков становится настоящим адом». Увы, не только дураков. И избавляет от этого ада не ум, а смерть.

Примечания

Ад ламаизма

Но самые ужасные страдания ожидают тех, кто очутился в аду. В центре нижнего сектора сидит на престоле с зеркалом в руке сам блюститель ада Эрлик-хан (санскритск. — Яма). В зеркале отражаются дела каждой прибывшей в ад души. Кроме того, грешника сопровождают два его гения — учетчики его добрых и злых дел. Они высыпают перед Эрлик-ханом из своих мешков белые и черные кружки — меру деяний грешника.

Рай и ад в исламе

Мусульмане, особенно жители пустыни и жарких поясов, представляли рай в виде чудесного оазиса, с его прохладой, чистой и холодной водой, зеленью и фруктовыми садами, где все в изобилии: вкусная еда, питье, шелковые одеяния, реки, текущие молоком, медом и вином. В раю каждому мусульманину припасены гурии — девы с черными глазами, шелковистыми косами, с нежнейшей белой кожей. Они всегда готовы дарить свои ласки, они всегда остаются молодыми и не теряют девственности, их телесная чистота не может быть запятнана вовсе или восстанавливается немедленно после утех.