Ад в славянской мифологии
АД — часть того света, где пребывают грешники, испытывающие муки за свои земные грехи. У всех славян, прежде всего южных и восточных, книжные (церковные) представления об А. смешиваются с народными либо со[1]существуют с ними, находясь нередко в противоречивом отношении даже в одних и тех же традициях. Православная книжная и народная традиция противопоставляет Ад раю, а католическая с 12 века выделяет на «том свете» еще чистилище, переходное место из Ада в рай. Наиболее архаичными верованиями можно считать те, по которым Ад и рай территориально не расчленены, так что обитатели «того света» мучаются или блаженствуют по соседству. Такие представления отмечены, например, в полесских обмираниях, т. е. в рассказах о «посещениях того света». Ад и рай воображаются то на небе, то на острове, то за морем, подобно ирею. В русской народной духовной поэзии Ад и рай разделяет огненная река, в сербской — стена (Косаница в Черногории) или большая ограда (Старая Пазова в Среме).
Согласно сербским верованиям, все покойники находятся на небе (а не под землей или в «нижнем» мире), где Ад и рай четко разделены (Косово), при этом рай занимает лучший, утопающий в цветах участок, а небесный Ад — тот участок, где кипит деготь и мучаются грешники (Гружа, центральная Сербия), или рай и Ад расположены на небе так, что рай выше Ада, населенного змеями и чертями, объятого тьмой и дымом и навсегда лишенного солнечного света (Косаница). В Боснии рай мыслится на небе, а Ад под землей, при этом Ад весь охвачен огнем, и у грешников горит то глаз, то рука, то все они варятся в котле (Височская Нахия). Такая картина Ада типична для большинства славянских представлений. Редкие примеры размещения Ада на земле отмечены у гуцулов, помещающих Ад на острове посреди моря, и у белорусов (гродненских), полагающих, что Ад расположен на краю света в виде огромной горы, посреди которой горит огонь и кипят котлы с грешниками.
Синоним Ада — преисподняя — отражает представления об Аде, находящемся под землей, совпадающие или восходящие к древнееврейскому ветхозаветному представлению об Аде как о «рве преисподнем», «царстве мрака» (Псалтырь), «стране тьмы и сени смертной», где сам свет подобен темной ночи (Книга Иова).
Сам Ад мыслится как место обитания бесовской силы, место вечно пылающего огня (сравните церковно-славянское «геенна огненная») и в то же время вечного мрака, как глубокое темное подземелье (Польш а), как озеро кипящей смолы (восточная Польша). Отсюда название Ада — смола (восточное Полесье). Это название соотносится с древнеславянским представлением об аде как «пекле».
В Белоруссии было распространено верование, что Ад — пекло, находится под землей в болоте, что сама земля натянута, как кожа или шкура, над водой, а в этой воде на самом дне помещен Ад, наполненный грешниками и чертями. Ими управляет самый старый черт Анцыпар, Ничыпар, постоянно живущий в А. «на 12 цепях, за 12 дверями». Подобные представления об Аде известны в сказках и былинках. Небольшие, но глубокие ямы на лугу и болоте белорусы зовут «чертовыми окнами» — это вход в Ад. Он может мыслиться у славян и как пропасть, овраг, пещера, колодец и быть входом на тот свет вообще. Для книжной апокрифической традиции характерны представления о «вратах адовых», охраняемых стражниками-чертями, львом (западнославянское), собакой (южнорусское), змеей (русское старообрядческое).
Путь души на «том свете» проходит через мост в виде тонкого волоса, бревна, настила и т. п. (часто его ширина зависит от греховности души), пролегающего над Адом — пропастью, кипящей смолой и т. п. Грешные души срываются и падают в Ад, а праведные проходят в рай. Мотив моста-волоса хорошо известен южным и, отчасти, восточным славянам. На Витебщине в печь хозяйка бросала три полена дров, для того чтобы они ей потом послужили кладками при переходе в рай через адскую реку.
Ад — место вечных мук, отсюда диалектное болгарское (Родопы) и македонское (Прилеп) название Ада — «вечна». Грешники мучаются вечно в огне, смоле, реже в воде, их бьют раскаленными прутьями, их пожирают змеи, черви, их подвешивают на крюке за ребро, за язык, они лижут раскаленную сковороду, страдают от жажды, голода, от капающей на голову раскаленной серы. Восточные славяне считали, что муки в Аду могут прекращаться на Благовещение и с Пасхи до Вознесения. После Страшного суда адским мукам будут подвергнуты и бесы, а некоторые грешники будут от них освобождены.
Н. И. Толстой
Цитируется по изд.: Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995, с. 28-29.
Литература:
Афанасьев А. Н. Заметки о загробной жизни по славянским преданиям // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. М ., 1861. Кн. 3;
Бессонов П. А. Калики перехожие. Сборник стихов и исследований. М., 1861. Выпуск 1;
Генерозов Я. Русские народные представления о загробной жизни на основании заплачек, причитаний, духовных стихов и т. п. Саратов, 1883;
Елеонская Е. Н. Представление «того света» в русской народной сказке // Этнографическое обозрение 1913. № 3—4;
Соболев А. Н. Загробный мир по древнерусским представлениям. Сергиев Посад, 1913.