Предопределение

Предопределение (Митрохин, 1990)

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ, ПРОВИДЕНИЕ (от лат. provideo — предвижу, предусматриваю) — согласно религиозным учениям, предустановление богом этапов и хода мировых событий и судеб индивидов, сообществ, народов, человечества. Идея предопределения является универсальным выражением и признанием всемогущества бога и бессилия человека, однако социальная роль ее конкретных исторических форм неоднозначна. Иудео-христианская доктрина предопределения, предполагавшая сверхъестественного творца и промыслителя, была направлена против античных идей безличной судьбы и космической необходимости.

Предопределение (Грицанов, 1998)

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ (лат. predeterminatio - предопределять) - понятие теологической традиции, фиксирующее феномен детерминированности поведения человека божеством. Основой для различного смыслового наполнения этого термина в разных религиозных системах служат отличия в характере божества этих систем. Так, П. может граничить с фатализмом, согласно которому события происходят в результате действия слепой, неразумной силы, которую невозможно познать вследствие ее нерациональности и которой невозможно противостоять вследствие ее бесцельности.

Предопределение (Гогоберидзе, 2009)

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — один из основных принципов ислама, который сводится к тому, что в мире все события и человеческие судьбы предопределены Аллахом. Однако проблема соотношения предопределения и человеческой воли вызывала и продолжает вызывать острые дискуссии в исламском мире, так как в Коране существуют как аяты, утверждающие тотальную зависимость человека от божественного предначертания, так и аяты, провозглашающие ответственность мусульманина за свои поступки.

Предопределения теория

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕОРИЯ — учение о предустановленности событий мировой истории, детерминированности жизни и поведения человека божьей волей (Провиденциализм, Фатализм). В иудаизме, христианстве, исламе Предопределения теория является одним из основных элементов учения. В концепциях сторонников Предопределения теории (Августин, Лютер, Кальвин и др.) представления об «осуждении» или «спасении» человека выступали обычно как средство оправдания моральных установок вероучительных систем.