Надежда

Надежда (Василенко, 1996)

НАДЕЖДА – ожидание должного, соединенное с уверенности в его осуществлении. Присуща сердцу человека, тесно связана с его верой и любовью и является признаком его духовного здоровья. В ней – вера в осмысленность происходящего несмотря на отсутствие полноты его понимания и чувство ответственности несмотря на собственное бессилие. Жизнь человека обессмысливается, если он теряет надежду. Она сверхкосмична и сверхразумна, но должна раскрыться также и в мышлении человека, что затруднено в тех случаях, когда мышление человека слабо связано с его сердцем.

Tags: 

Надежда (СЗФ.ЭС, 2009)

НАДЕЖДА - подобно понятиям «антиципация», «желание», «оптимизм» или «утопия», означает аффективное основание бытия человека, обращенное к лежащим в будущем реализуемым возможностям. При этом понятие надежда получает двоякое толкование: во-первых, как чистый акт надежды (spes qua), в значении «я надеюсь, что»; во-вторых, как абсолютная установка на надежду (spes quae), «я надеюсь», в которую включено ожидание блага. Во французском языке данное различие находит свое выражение в существовании двух слов для понятия надежда: «espoir» и «esperance».

Надежда (Шапарь, 2009)

НАДЕЖДА — эмоциональное переживание, возникающее при ожидании субъектом некоторого желаемого события; отражает предвосхищаемую вероятность его реального осуществления. Формируется вследствие познания причин, обусловливающих ожидаемые события, или на основе субъективного эмоционального опыта, накопленного в сходных ситуациях в прошлом. Предсказывая возможное развитие событий, Н. играет роль внутреннего регулятора деятельности, помогающего субъекту определять ее последствия и целесообразность. При сильной мотивации она может сохраняться и в отсутствие обусловливающих ее условий.

Надежда (Грицанов, 1998)

НАДЕЖДА - (1) - эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании субъектом желаемого и предвосхищающее вероятность его свершения; (2) - общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая данное состояние в качестве ценности. В европейской культуре традиционно входит в число наиболее глубинных и значимых оснований аксиологического тезауруса, выражая парадигму позитивного восприятия мира, основополагающего доверия к бытию (см. этимологическое единство Н. и надежности), фундирует в западном менталитете установку на фундаментальный мировоззренческий оптимизм.

Надежда (Подопригора, 2013)

НАДЕЖДА — 1) эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании субъектом желаемого и предвосхищающее вероятность его свершения; 2) общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая данное состояние в качестве ценности. В европейской культуре традиционно входит в число наиболее глубинных и значимых оснований аксиологического тезауруса, выражая парадигму позитивного восприятия мира, основополагающего доверия к бытию (этимологическое единство надежда и надежности), фундирует в западном менталитете установку на фундаментальный мировоззренческий оптимизм.

Надежда (Конт-Спонвиль, 2012)

НАДЕЖДА (ESPERANCE). Определенный вид желания, направленного на что-то, чего не имеешь, или кого-то, кого нет (надеяться значит желать, не испытывая наслаждения); это желание, о котором мы не знаем, осуществится ли оно и вообще осуществимо ли оно (надеяться значит желать, не будучи ни в чем уверенным); наконец, это желание, осуществление которого от нас не зависит (надеяться значит желать, не имея возможности осуществить желаемое).

Надежда (Фролов, 1991)

НАДЕЖДА — одна из основных категорий аксиологии, обращенная в будущее. Надежда — радостное направленное ожидание, предчувствие чего-то жизненно важного для человека. В этике христианства надежда (особенно на посмертное воздаяние) наряду с верой и любовью принадлежит к числу главных добродетелей. Для Канта вопрос «На что я смею надеяться?» — один из трех важнейших вопросов философии (два другие— «Что я могу знать?», «Что я должен делать?»), ответ на него дает философия религии и культуры. Философия декадентства (Ницше) рассматривает надежду как неумышленный обман. Марксизм, отвергнув религиозное истолкование надежды и не оперируя этим понятием, на деле положил его в основу концепции будущей социальной гармонии. Это правильно почувствовал Блох («Принцип надежды»), надежда — светлый луч, освещающий человеку путь вперед. Надежда в ее подлинно научном содержании — категория философии, обращенной в будущее, каковой и является диалектический материализм.