Надежда (Василенко, 1996)

НАДЕЖДА – ожидание должного, соединенное с уверенности в его осуществлении. Присуща сердцу человека, тесно связана с его верой и любовью и является признаком его духовного здоровья. В ней – вера в осмысленность происходящего несмотря на отсутствие полноты его понимания и чувство ответственности несмотря на собственное бессилие. Жизнь человека обессмысливается, если он теряет надежду. Она сверхкосмична и сверхразумна, но должна раскрыться также и в мышлении человека, что затруднено в тех случаях, когда мышление человека слабо связано с его сердцем. Чувство абсурда нашего мира, распространенное в современной философии и литературе, в одних случаях – признак слабости связи сердца и мышления, а в других – духовной опустошенности или порочности. Надежда ищет в жизни не столько то, что есть, а скорее начатки будущего и .точки роста. новой жизни. Христианская вера тоже ориентирована творимую Богом реальность. Философия надежды внутренне связана с порывом души к Высшему, со странствием, духовным продвижением по пути, ведущему в Царство. Г. Марсель писал, что истоки и устья надежды находятся не в нашем мире: Архетип надежды – это надежда на спасение; она как бы включает в виде постулата утверждение, что реальность выходит за пределы всякого возможного расчета, как если бы она стремилась соединиться при помощи какого-то тайного свойства с принципом, скрытым в основе вещей, или, скорее, в недрах событий, который презирает расчет.

Василенко Л.И. Краткий философско-религиозный словарь. М., 1996.

Tags: 
Понятие: