Решение управленческое

РЕШЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ - формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого помимо субъекта решения участвуют и другие члены организации. Такое решение есть элемент отношений руководства — подчинения, т.е. принимается «за других» и выступает как фактор власти в организации. Принятие решения управленческого означает определение необходимости и цели предполагаемого изменения, а также включение его в систему организационных отношений; осуществление управленческого решения подразумевает разработку плана, а затем и наличие самой деятельности по достижению цели.

В социологии за основу типологии управленческих решений могут быть приняты степень и возможность индивидуального вклада субъекта решения в его содержание, что показывает степень влияния руководства на организацию вообще. Или же, подходя с другой стороны, имеется в виду степень предопределенности, детерминированности содержания данного решения какими-либо организационными условиями, что может свидетельствовать о некоторых границах воздействия руководства на организацию.

На этой основе выделяются следующие разновидности решений управленческих.

1. Жестко детерминированные, на содержании которых индивидуальные особенности руководства не сказываются совершенно или весьма незначительно. В этом случае личность субъекта решения как бы «не втягивается» в процесс его принятия, поскольку содержание решения предопределено организационными условиями (законом, инструкцией, распоряжением вышестоящей организации и т.д.). Такие решения могут быть двоякого рода: а) стандартные, рутинные (о выдаче очередной заработной платы, об увольнении работника после подачи им заявления, о выплате пособий по профзаболеваниям и др.); б) производные, вторичные, т.е. принятые во исполнение, в развитие др. решений и неизбежно вытекающие из них (ранее принятых, «спущенных» извне и прочее).

2. Инициативные, т.е. не жестко детерминированные, содержание которых предполагает индивидуальный вклад субъекта решения. Диапазон колебаний при этом может быть значительным, что для организации имеет важные последствия. Здесь также можно выделить две разновидности: а) решения ситуационные, имеющие преимущественно эпизодический или локальный характер (поощрения, наказания, отд. назначения и др.); б) реорганизационные, т.е. направленные на изменение какого-либо элемента организации (перераспределение ресурсов, разработка новых задач, изменение адм. структуры, капитальный ремонт и т.д.). Такие решения в какой-то мере также детерминированы внешними условиями, предопределены, лимитированы организационными условиями, например, требованиями технологии, экономикой и т.д.

Для исследования управления именно последняя группа решений управленческих представляет основной интерес, так как эти решения включают организационное проектирование и наиболее связаны с личным вкладом руководства. Их удельный вес в общем объеме решений управленческих сравнительно невелик. По данным некоторых наблюдений, число изданных по ним приказов колеблется от 5 до 30% от общего числа приказов. Замечено, что на их численности сказывается отраслевая специфика (в машиностроении их больше, чем в химической промышленности), стиль руководства, стабильность организации, ритмичность производства и др. условия.

С социологической точки зрения, существенное основание для типологии решений — это их ориентация на поддержание или развитие, изменение организационного порядка. Весьма значительным является также распределение решений по объему охватываемого ими организационного пространства (один человек, бригада, участок, отдел, цех, все предприятие); по времени действия (разовые, долгосрочные, постоянно действующие), что указывает на степень временного контроля, на планирующую способность управления. Необходимо иметь в виду и то, что одни решения требуют более или менее длительного периода осуществления и определенных усилий для этого; осуществление других является прямым следствием самого акта их изд. (например, объявить благодарность, назначить на должность и т.п.). В качестве критерия дифференциации решений можно принять фактор участия разных категорий работников в его принятии. В этом смысле выделяются два крайних «полюса»: решения единоличные и решения групповые, между которыми существует континуум сочетаний того и др. (с учетом мнений специалистов, исполнителей, предоставления информации и права решения отдельным подчиненным и т.д.).

Анализ решений управленческих чрезвычайно информативен с точки зрения исследования механизмов и эффективности управления предприятием. Такой анализ дает представление о распределении управленческих усилий по разным внутриорганизационным вопросам, способах их разрешения, стиле руководства коллективом и т.п. В решениях управленческих фокусируются основные цели, интересы, противоречия, характерные для жизнедеятельности организации, социальных отношений внутри нее. Из методов исследования здесь предпочтительны анализ документов (текстов приказов, распоряжений, планов оргтехмероприятий, протоколов заседаний), фиксированное наблюдение (фотография рабочего дня рук., совещаний), экспертные оценки (определение эффективности решений, путей повышения их качества), интервью (выяснение особенностей поведения руководства в ситуации принятия решений).

А. И. Пригожин

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 395-397.

Литература:

Наумова Н.Ф. Социол. и психол. аспекты целенаправленного поведения. М., 1988;

Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995;

Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. М., 1999;

Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003;

Он же. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления. М., 2007.

Понятие: