Чэн (Кузнецов, 2007)
ЧЭН (искренность) — категория китайской философии и культуры, выражающая принцип сообщительности между людьми и, в более широком смысле, между человеком и мирозданием, а также между человеком и любой вещью. Впервые понятие «Чэн» встречается в «Мэн-цзы» (IV—III вв. до н.э.), где оно выражает этическое содержание человеческой личности в ее единстве с макрокосмом. Идеи Мэн-цзы получили развитие в «Чжун юне» («Срединное и неизменное», глава канона «Ли цзи» — «Записок о правилах благопристойности», III—II вв. до н.э.), где «искренность Неба» определена как качество, имманентное миру и совершенно- мудрым (см. Шэн). Искренность дана человеку как потенция, подобно син ([индивидуальной] природе). Высшая искренность (чжи чэн) является условием исчерпания своей природы, что обусловливает возможность исчерпать природу вещей и образовывать триаду с Небом и Землей, т.е. быть равным высшим природным началам. Главный создатель неоконфуцианской ортодоксии Чжу Си (1130—1200) рассматривал Чэн как одну из характеристик процесса порождения и становления всего сущего. Он определил онтологическое выражение Чэн — «искренность Неба» — как «истинную реальность»: искренность, обретенная в результате самосовершенствования, не отличается от искренности совершенномудрого. Гносеологический аспект обретения искренности Чжу Си выразил в тезисе об обусловленности Чэн «достижением [совершенного] знания», которое способствует гармонизации внутреннего мира человека.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 677.