Социальный конфликт (Лопухов, 2013)
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ — тип социального взаимодействия, субъектами которого становятся отдельные общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми интересами, целями, идейными установками и пр. Основные субъекты конфликта называются оппонентами, или противоборствующими сторонами, имеющими одинаковые или разные ранги. В конфликте также есть свидетели, посредники, подстрекатели и пособники.
Причины конфликтов лежат в существующем общественном неравенстве, порождающем различия в отношениях собственности, власти, в области удовлетворения потребностей, зашиты интересов, духовных устремлений.
Объект конфликта чаще всего представляет собой некоторый дефицитный ресурс (или контроль над таким ресурсом).
Социологи выделяют следующие виды конфликтов: долгосрочные и краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся; объективные, субъективные и ложные; внутренние и внешние; преднамеренные и спонтанные; глобальные, локальные, региональные и местные; групповые и личные; насильственные и ненасильственные; прогрессивные и регрессивные; экономические, политические, этнические, конфессиональные, идеологические, семейно-бытовые. Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт. Самым оптимальным разрешением конфликта социологи считают достижение консенсуса — согласия значимого количества представителей конфликтующих групп.
В предотвращении и своевременном разрежении конфликтов большую роль играет социальная политика, проводимая государством, опирающимся на развитое гражданское общество, на авторитет его выдающихся представителей.
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 397-398.