Прогресс социальный (Осипов, 2014)
ПРОГРЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ (лат. progressus — движение вперед) — развитие социальных систем, структур и взаимодействий от относительно простых к сложным, от менее совершенных к более совершенным. Среди огромного многообразия мнений по поводу П.с. можно выделить две крайние точки зрения. Одна заключается в утверждении абсолютности, необходимости и неизбежности прогрессивного развития общества в целом и много отдельных его сфер, а также конкретных обществ. Представители традиционного эволюционизма 18 — начало 20 века (Ж. Кондорсе, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др.) доказывали, что П.с. носит всеобщий характер и проявляется в экономике, в науке, технике и технологии, в политической, социальной и духовной сферах жизни общества. Отсюда делались оптимистические и утопические выводы о неизбежности «светлого будущего», грядущем господстве разума и справедливости. Другая крайность — своего рода специфическая реакция на предыдущую систему взглядов — состоит в пессимистическом взгляде на наличие П.с. и более того — в отрицании самой возможности научной постановки вопроса о П.с., возможности говорить на язык науки о более высоком качестве одних форм социальной жизни и институтов по сравнению с др. (Ф. Тённис, К. Поппер, Р. Арон и др.). Такие взгляды стали получать широкое распространение в 20 веке, особенно во 2-й его половине.
Важнейший постулат традиционного понимания П.с. о необходимости неуклонного экономического и технологического роста встречает альтернативную идею «пределов роста», выдвинутую представителями Римского клуба. Постепенно концепция П.с. эволюционировала от модели однонаправленного, линейного, неизбежного, почти автоматического поступательного развития к альтернативной модели, рассматривающей П.с. как некоторую социальную возможность, которая может реализоваться посредством деятельности людей, а может и не реализоваться (И. Валлерстайн, П. Штомпка и др.).
Острые дискуссии вокруг применимости понятия «прогресс» к социальным изменениям и социальному развитию в значительной степени обусловлены тем, что само это понятие несет в себе ценностный смысл, является оценочным понятием. В связи с этим часть социологов (Р. Миллс, Г. Маркузе, Э. Гоулднер, Г. Мюрдаль и др.) считают не только возможным, но и необходимым использование ценностных суждений и понятий в социальных науках, в т. ч. и в социологии. Исключение таких суждений и понятий лишило бы социологию и другие науки человеческого смысла. Другие же авторы, ссылаясь на то, что ценностные суждения, ценностные оценки носят субъективный характер, отвергают возможность употребления таких суждений и оценок в научном социологическом исследовании.
Тем не менее современные основы школы в социологии согласны, что развитие человеческого общества идет, в общем и целом, по линии нарастания прогрессивных соц. изменений, хотя острые дискуссии о природе П.с., его источниках, механизмах реализации, и критериях продолжаются. Обычно отмечают такие показатели, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав (что зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека), усложнение задач, стоящих перед современными обществами, и увеличение технических, социальных возможностей их решения. Наконец, беспрецедентные достижения в последние 2—3 века в сфере образования, науки, техники предоставили человеку возможности демократизировать и гуманизировать образ жизни и социальные институты во многих развитых странах.
Вместе с тем важно не впасть в эйфорию такого оптимистического понимания П.с. Чрезвычайно трудно перевести общетеоретическое понимание П.с. на конкретный язык социологии. П.с. как проблема теоретической социологии имеет много углов рассмотрения. Среди них — анализ его противоречивого характера. Видимо, следует выделять некоторые сферы социальной жизни, которые подвержены значительной эволюции, но к ней невозможно применить понятие П.с. как движения от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Сюда обычно относят искусство. Весьма затруднительно также говорить о П.с. относительно фундаментальных философских систем, некоторых социальных институтов (мировые религии).
Вместе с тем существуют и такие сферы жизнедеятельности общества, социальные институты, историческое развитие которых совершенно ясно может быть квалифицировано как прогрессивное (НТП: наука, техника, технология).
Но наиболее часто социолог сталкивается с такими социальными структурами и процессами, в эволюции которых может быть зафиксирован П.с. в одних отношениях, но в других очевиден регресс. Это движение от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой. Наряду с этими типами существуют и т.н. тупиковые линии развития, приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм и структур. Примерами могут служить разрушение и гибель некоторых культур и цивилизаций в истории общества.
Оценку характера социальных изменений производят и по их результатам. Конечно, оценки могут быть и субъективными, но могут основываться и на достаточно объективных показателях. Что касается конкретных критериев социального прогресса, то по этому вопросу также ведутся дискуссии между представителями разных социологических школ и направлений. Наиболее предпочтительны позиции тех авторов, которые стремятся придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Так, П.А. Сорокин считал необходимым ввести в число критериев П.с. принцип человеческого счастья, без которого невозможно уловить реальные тенденции совершенствования общества. Дело в том, что недостаточно говорить о социальных изменениях, в т. ч. и социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах. Не менее важна их обращенность к человеку, гражданину, обществу в целом. Задача заключается в том, чтобы обнажить их гуманистический (или антигуманистический) смысл, найти более или менее объективные показатели для оценки социальных изменений, квалификации их в качестве прогресса или регресса. Как правило, в таких ситуациях вырабатывается специальная система социальных показателей, которая может служить основой для оценки.
В течение последних десятилетий в разных странах происходит активное развитие систем социальных, демографических, экономических, других статистических показателей, и число таких показателей, выраженных в стоимостной (денежной), натуральной, комбинированной и другой форме, достигает уже несколько сотен. Наряду с разработкой отраслевых показателей осуществляется их синтезирование, объединение для оценки общего уровня социального развития страны и для целей международных. сопоставлений.
Л.Н. Москвичев
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 363-364.
Литература:
Новые идеи в соц-и: Сб. 3. Что такое прогресс. СПб., 1914; Пестель Э. За пределами роста. М., 1988; Сорокин ПЛ. Социол. прогресс и принцип счастья // Сорокин П. А. Чел. Цивилизация. Об-во. М., 1992; Штомпка П. Соц-я соц. изменений. М., 1996; Валлерстайн И. Соц. изменение вечно? Ничто никогда не изменяется? // Социол. иссл-я. 1997. № 1. С. 21; Римский клуб: История создания, избр. докл. и выступления, официальные материалы. М., 1997; Доклад о развитии чел. за 1999 г. Нью-Йорк, 2000.