Акростих (Матвеева, 2010)
АКРОСТИХ — образец виртуозной версификации, а именно: стихотворение, которое содержит особый дополнительный смысл: некоторые буквы стихотворных строк (обычно первые), читаемые сверху вниз, образуют слово или высказывание. Акростих может использоваться для передачи квинтэссенции авторского замысла, служить средством иронической тайнописи и розыгрышей, но чаще всего так шифруется посвящение, например, имя Борис Анреп содержится в акростихе Анны Ахматовой:
Бывало, я с утра молчу
О том, что сон мне пел.
Румяной розе и лучу
И мне — один удел.
С покатых гор ползут снега,
А я белей, чем снег,
Но сладко снятся берега
Разливных мутных рек.
Еловой рощи свежий шум
Покойнее рассветных дум
Акростих изобретён ещё в античности, в России приобрёл популярность с XIX века. Этому жанру отдали дань Г. Державин, Н. Гумилёв, В. Брюсов, С. Есенин, И. Северянин, Б. Пастернак и др. поэты. Техника акростиха может намеренно усложняться (акростих-сонет, акростих с читаемой последней вертикалью — телестих, срединной вертикалью — месостих, диагональю, с текстом из первых букв каждого слова и др.), вплоть до десяти вертикалей и разнонаправленных диагоналей в акростихе современного мастера этого жанра Валентина Загорянского. Акростих — увлекательный способ интеллектуального игрового общения, проявление высокой художественной культуры в личных отношениях.
Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 1213.