Диалог (Рапацевич, 2006)

ДИАЛОГ - попеременный обмен репликами двух и более людей. В широком смысле репликой считается также ответ в виде действия, жеста, молчания. Значение Д. для психологии заключается в том, что у ребёнка диалог (речь, вызванная взрослым, обращённая ко взрослому и непосредственно связанная с действием) представляет собой структурно-генетически исходную, а затем - в течение жизни человека - универсальную составляющую речевого общения. Каждая реплика диалога (высказывание) - единица речи индивида - имеет предметную отнесённость (реплика о чем-то) и социальный характер (обращена к партнёру, регулируется микросоциальными отношениями между партнёрами). Диалог, онтогенетически предшествуя внутренней речи, накладывает отпечаток на её структуру и функционирование, а тем самым и на сознание в целом.

Диалог в науке представляет собой такую форму поступательно-прогрессивного развития познавательного процесса, когда движение к искомому результату осуществляется путём взаимодействия различных в той или иной степени, но не соперничающих точки зрения, подходов, направлений. При этом взаимодействие носит характер поступательного, челночного движения, обеспечивающего прогресс познавательного процесса тем, что каждый акт взаимодействия порождает для последующих таких актов всё более зрелые результаты или более существенные и непосредственные предпосылки, корреляты искомого. В процессе диалогического взаимодействия имеет место не просто усвоение одной стороной диалога точки зрения другой, но уточнение, исправление, улучшение её, развитие и обогащение собственными идеями. Диалог как средство научного творчества выполняет сразу несколько функций: функцию оптимизации поиска (способствуя его разносторонности), коррегирующую функцию (что выражается во взаимном уточнении и исправлении взаимодействующих точек зрения), синтезирующую функцию (являясь средством объединения взаимодействующих результатов) (А .С. Майданов).

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 179.

Понятие: