Феодализм (Кузнецов, 2007)
ФЕОДАЛИЗМ - способ производства и тип общества. При Ф. производителем материальных благ был крестьянин, который в отличие от раба и наемного рабочего, трудившихся в чужих хозяйствах, сам вел хозяйство, причем во многом вполне самостоятельно, т.е. был хозяином. Важнейшей хозяйственной ячейкой Ф. было крестьянское домохозяйство, часто называемое также крестьянским двором. Крестьянин был собственником двора, основных средств производства — тягловых животных, плуга, бороны и т.п. Крестьянский двор входил в состав особого хозяйственного организма — крестьянской общины. Феодальный способ производства всегда включал в себя в качестве своей глубинной подосновы крестьянско-общинный способ производства. Он был двухэтажным. Земля, на которой вел хозяйство крестьянин, могла быть собственностью общины. В таком случае каждый крестьянский двор получал надел, которым крестьянин единолично пользовался. Кроме надельных земель были участки, которыми сообща пользовались все члены общины. Но были общины, в которых пахотная земля находилась в обособленной собственности отдельных крестьянских дворов. Собственность общины, или альменду, составляли луга, леса, пустоши, места рыбной ловли.
Крестьянско-общинный способ производства не был способом эксплуатации. Но крестьянские дворы, кроме крестьянской общины, входили еще в один экономический организм. Этот хозяйственный организм именуют по-разному — поместье, вотчина, манор. Земля классического манора делилась на две части. Первая часть — земля, на которой хозяин манора вел свое собственное хозяйство, — домен. Вторая часть — земля, на которой вели хозяйство крестьяне. Она была не только собственностью либо общины, либо отдельных крестьянских дворов, но одновременно и собственностью владельца манора. Собственность при Ф. была расщепленной, раздвоенной. У одного и того же средства производства, прежде всего земли, было два собственника. Один из них — крестьянин (или крестьянская община), другой — владелец манора. Их положение в этой системе отношений собственности различно. Крестьянин (или крестьянская община) был подчиненным собственником земли, владелец — верховным собственником крестьянской земли.
Верховная собственность на землю никогда не существует без верховной собственности на личности людей, обрабатывающих эту землю. Верховный собственник земли — всегда одновременно верховный собственник личностей подчиненных собственников земли, а тем самым и их рабочей силы. Здесь, как и в случае с рабством, существует внеэкономическая зависимость эксплуатируемого от эксплуататора, но только не полная, а верховная. Поэтому крестьянин в отличие от раба — собственник своей личности и рабочей силы, но не полный, а подчиненный. Таким образом, расщепленной была собственность не только на землю, но и на личности работников.
Верховная собственность владельца манора на землю крестьян и их личность проявляется в том, что он безвозмездно присваивает часть крестьянского труда. Одна форма такого присвоения — натуральная рента (оброк): крестьянин отдает владельцу манора часть продукта, созданного в собственном хозяйстве. Другая форма — отработочная рента (барщина): крестьянин при помощи собственных средств производства обрабатывает землю домена, урожай с которой полностью поступает владельцу манора. Зависимый крестьянин, как и раб, знает, что его эксплуатируют. Но он понимает, что трудится не на себя лишь часть времени. Остальное время он работает на себя. И потому у него есть определенная заинтересованность в труде. Владельцы маноров в одиночку никогда бы не могли противостоять крестьянам. Поэтому все они, вместе взятые, образовывали корпорацию, имевшую иерархическую структуру. Внешне она выступала как лестница земельных владений (феодов) и тем самим их владельцев — феодалов. Первый уровень этой пирамиды составляли феодалы, ниже которых были только крестьяне. Эти низшие феодалы были вассалами более крупных феодалов, которые выступали в роли их сюзеренов. В свою очередь эти крупные феодалы были вассалами еще более крупных и т.п. Вершиной пирамиды был верховный сюзерен — король, но реальная власть его в эпоху классического Ф. была ничтожна. Становление централизованных государств, уничтожение феодальной раздробленности и тем самым ликвидация (если не номинально, то фактически) «феодальной лестницы» были началом распада Ф.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 622-623.