Феноменологическая установка

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА — понятие, обозначающее самонаправленность сознания в процессе феноменологического исследования. Гуссерль считает Ф.у. «позицией» подлинного философствования и характеризует ее как «подлинно теоретическую», «трансцендентальную», «критическую» и т.п. Переход к Ф.у. осуществляется за счет «выведения из игры» в феноменологической редукции нашей естественной установки. Специфика новой установки состоит в «противоестественном» направлении внимания. Вместо предметов, ценностей, эмоций, желаний и т.д. мы рассматриваем тот субъективный опьгг, в котором они «являются» в качестве феноменов, т.е. мы «направляем наш интерес на модус «Как» работы сознания». А это значит, что вместо привычного «растворения» в актах сознания, в которых мы созерцаем и мыслим нечто существующим в соответствии с его смыслом, «мы должны, напротив, «рефлектировать», т.е. сделать предметами сами акты», именно они «должны стать теперь объектами схватывания и теоретического полагания; мы должны их рассмотреть в новых актах созерцания и мышления, описывать, анализировать их в соответствии с их сущностью» (Гуссерль, Логическое исследование). Конечно, акты второго уровня (акты рефлексии) не воспроизводят первичные переживания и тем самым модифицируют их, но рефлексия позволяет рассмотреть и истолковать эти переживания, вскрывая внутреннюю «жизнь» сознания, до сих пор протекавшую латентно. Совершая феноменологическую рефлексию, мы «исключаем» «генеральный тезис» естественной установки, т.к. «не участвуем» в полагании бытия переживаемого, занимая «позицию» «незаинтересованного наблюдателя» по отношению к собственным переживаниям. Такое «неучастие» постигается за счет «расщепления» Я в процессе феноменологической рефлексии. Первичное переживание, конечно же, не лишается полагания бытия того, что в нем переживается (так воспринимаемый дом переживается именно как налично существующий) и Я (см. Феноменологическое Ego), к которому отнесено это переживание, оказывается погруженным в опыт «мирского» и заинтересованным в нем, но в акте рефлексии над «вжитым» в мир Я утверждается Я феноменологическое, в качестве незаинтересованного зрителя наблюдающее за жизнью первого.

Литература:

Гуссерль Э. Логические исследования. Т. I: Введение // Логос. 1997. № 9;

Он же. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1994.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 617-618.