Парадигма (Осипов, 2014)
ПАРАДИГМА — совокупность философских, общетеоретических и метатеоретических оснований науки. Термин введен Т. Куном. Согласно концепции Куна тот или иной качественный этап в развитии науки — результат не эволюции, а революции. Ключевым понятием этой концепции является понятие «Парадигма». Оно неоднозначно. Неоднозначно и отношение различных групп ученых к этому понятию. Сложилось различное отношение к философии науки Куна и исходному ее понятию — «парадигма». Одни ученые отождествляют его с понятием «теория», вторые сводят понятие парадигму к группе теорий, третьи делают акцент на когнитивных компонентах науки, включая теории и методы, четвертые рассматривают теорию парадигмы как метатеорию и т.д. Кун считает, что любая наука данного времени определена специфичностью парадигмы, включающей различные по характеру и содержанию вариации представлений о предмете науки, ее основополагающей теории и специфических методах исследования.
В развитии науки Кун выделяет четыре стадии. Это стадии ее нормального и аномального состояния, кризиса и революции. Нормальная стадия в развитии науки — период аккумуляции имеющихся знаний в пределах существующей парадигмы. Этот период с неизбежностью заканчивается переходом к аномальному состоянию, когда полученная совокупность научных данных не может быть объяснена с точки зрения существующей парадигмы. Наступает кризис, который приводит к научной революции. Старая парадигма отбрасывается, и на смену ей приходит новая, способная объяснить новую систему научных фактов, теорий, методов и т.д. Обычно в социологии науки выделяются три вида парадигм: первый — парадигма, обосновывающие самостоятельный статус той или иной науки, ограничивающие на качественном уровне одно научное знание от др. (философию от социологии, социологию от экономики и т.д.); второй — парадигмы, проводящие существенные различия между стадиями в развитии науки (система социологического знания в СССР в 20—30-х, 50-70-х, 70-80-х гг. 20 в.); третий - парадигмы, дифференцирующие научные сообщества в рамках одной и той же науки, находящейся на одном и том же историческом этапе ее развития (три вида парадигм современной западноевропейской и американской социологии (см. Социология западная).
Если наука не обладает парадигматическим статусом, то это означает, что она еще не отдифференцировала свой предмет от других научных дисциплин и поэтому не может считаться самостоятельной наукой. Наука обладает парадигматическим статусом, если она имеет парадигму, признанную в рамках данного научного сообщества. Это монопарадигматический статус науки. После научной революции обычно складывается ситуация парадигматического дуализма: завоевала признание новая, но продолжает пользоваться поддержкой старая парадигма. Наконец, есть науки, характеризующиеся наличием многовариантных парадигм. Парадигматические статусы науки в ряде случаев могут совпадать с логикой исторического развития науки. Эта логика, если отвлечься от некоторых специфических исторических особенностей и этапов, свойственна социологической науке, которая, минуя стадию монопарадигматического статуса, прошла путь развития от допарадигматического к многовариантному статусу. В социологии парадигма объектом социологических явлений социальная реальность и ее стратегические элементы. Критериями разграничения парадигм социологии как науки с многовариантным парадигматическим статусом выступают качественно отличные друг от друга стратегические элементы, интерпретация взаимодействия которых позволяет понять природу социальной реальности.
Г. В. Осипов
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 326-237.
Литература:
Кун Т. Структура науч. революций. М., 1975;
Кабыща А.В., Тульчинский М.Р. Тенденции изменения социол. парадигмы после 1985 г. (Наукометрический анализ) // Соц-я в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998;
Соц-я: Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, JI.H. Москвичев. 2-е изд. М., 2008.