Лидерство (Шапарь, 2009)
ЛИДЕРСТВО — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе исследований выделены различные стили Л., разработан ряд концепций лидерства.
Теория лидерских ролей рассматривает роли «профессионала» — лидера, ориентированного на решение деловых проблем, и «социально-эмоционального специалиста», решающего проблемы человеческих отношений.
Сторонники теории черт считают предпосылкой признания человека лидером наличие у него особых «лидерских» черт и способностей. Исследования в рамках этой теории были направлены на выявление качеств, специфичных для лидеров. Вариант такого подхода — харизматическая концепция Л., согласно которой Л. ниспослано отдельным выдающимся лицам как некая благодать — харизма.
Сторонники интерактивной теории полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. Вопрос о том, кто именно возьмет на себя лидерство, должен решаться с учетом индивидуальных особенностей кандидата в лидеры, личностных характеристик других членов группы и ее структуры, сложившейся ситуации и выполняемой задачи.
С точки зрения теории ситуационного Л. (или групподинамического подхода), Л. — это прежде всего продукт сложившейся в группе ситуации; и в ситуациях, очень благоприятных или неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. При умеренно благоприятной ситуации более успешным оказывается лидер, ориентированный на людей.
В теории синтетической, или комплексной, акцент сделан на в взаимосвязи основных составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в которых осуществляется Л.
Сторонники указанных теорий Л. неправомерно переносят результаты лабораторных экспериментов в область реальных явлений общественной жизни. Отечественная психология исходит из социально-исторической обусловленности явлений Л. Как показали исследования отечественных психологов, существенное значение для понимания Л. и его эффективности имеет уровень группового развития. Считается, что в коллективе — ввиду наличия ценностно- ориентационного единства — снимается якобы неизбежное с точки зрения западных психологов противопоставление лидера, ориентированного на людей.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 235-236.