Община (Осипов, 2014)

ОБЩИНА — термин, обозначающий и собственно общину, и различные виды сообществ. Эта неоднозначность связана с неточным переводом термина с иностранных языков, например, английского community и французского communaute (происходящего от латинского communio, обозначающего как общину, так и сообщество), а также немецкого Gemeinschaft — «сообщество» русским словом «община», иногда еще использующимся в некоторых работах отечественных социологов.

Собственно община — основная социальная ячейка первобытного общества. Первоначально она объединяла часть фратрии, достаточную для самообеспечения продуктами охоты и собирательства. С началом неолита О. превращается в земледельческую территориальную сельскую О., ведущую натуральное хозяйство при общественной собственности на главные средства производства — возделываемую землю и общинные угодья. Кочевая скотоводческая О. как ее специфический вид сочетает черты охотничьих и аграрных О.: отлов животных, общее пастбище и т.п. Почти не изменяясь, сельская О. приспосабливается к общественным отношениям и политико-правовой системе аграрного (рабовладельческо-феодального) общества, сохраняя автономию и значительные элементы самоуправления, опирающиеся на традиционное право (включая внутриобщинный «мирской» суд) и взаимопомощь (физическую и материальную, включая круговую поруку). В этот период обрабатываемая земля сохраняется в собственности или владении общины, и хотя отдельные участки передаются во временное пользование (реже в собственность) отдельным семьям, как правило, они подлежат перманентному подушному переделу. Угодья остаются в коллективной собственности О. Товарно-денежные отношения, особенно в индустриальном (капиталистическом) обществе, действуют на О. разлагающе.

Конфессиональная О. (термин «христианская община» — «christliche Gemeinde» впервые ввел М. Лютер) обозначает сообщество верующих одного религиозного исповедания. При этом элементы общинной жизни сохраняют фактически только единоверцы, объединенные вокруг какого-либо религиозного центра. Солидарность внутри конфессиональной О. поддерживается определенной взаимопомощью и нередко опирается на национальную или иную социальную однородность.

Термином «О.» в отечественной науке иногда обозначаются и другие рода сообщества:

• национальная О. — сообщество территориальной группы национальных меньшинств (часто эмигрантов), помогающее им социализироваться в месте проживания;

• городская (коммунальная) О. — территориальное сообщество, способствующее осуществлению ряда интересов населения, до некоторой степени обеспечивающее иллюзию автономности при сохранении социальных структур и социальных отношений, господствующих во всем обществе. То же можно сказать и об О. как административной единице некоторых стран.

Н. Т. Кремлёв

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 304.

Литература:

Ковалевский М.М. Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения. Ч. 1. М., 1879;

Греков Б.Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до 18 в. Кн. 1, 2. М., 1952, 1954;

Община и соц. орг-ция у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. Л., 1967;

Проблемы истории докапиталистических об-в. Кн. 1. М., 1968;

Община в Африке: проблемы типологии. М., 1978;

Свод этнографических понятий и терминов в рамках соц.-экон. от-ношений и соционормативной культуры. М., 1986;

Кучумова Л.И. Сельская община в России (2-я пол. 19 в.). М., 1992;

Голубцова Е.С. Община, племя, народность в античную эпоху. М., 1998.

Понятие: