Общество (Осипов)
ОБЩЕСТВО — исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой. Существуют различные подходы к пониманию сущности О. В истории философии и социологии О. часто понималось как совокупность чел. индивидов. В основе этого понимания О. лежали самые различные мифологические, теологические, телеологические, идеалистические представления, общим для которых было то, что О. — это результат деятельности Бога или субъективного проявления воли чел. В середине 19 века стали складываться представления об О. как объективной реальности sin generis, развивающейся по своим имманентным законам.
Впервые этот подход к О. был сформулирован К. Марксом. Он рассматривал его как особый соц. организм, как особую соц. форму движения материи, подчиненную своим особым законам функционирования и развития. Сам факт бытия чел. не может раскрыть сущности О. О. — это не механическое скопление взаимодействующих индивидов. Его специфика как соц. реальности состоит в том, что оно выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Распространив философский материализм на О., Маркс обратил внимание на ту материальную основу в О., которую отражает сознание и которая, следовательно, является фактором, определяющим характер и содержание соц. деятельности людей. Решение этого вопроса и означало открытие материалистического понимания истории.
В основу понимания О. как социальной реальности был положен принцип материалистического детерминизма. Исходя из основных принципов материалистического детерминизма, Маркс обосновал последовательную причинную зависимость основных структур общества. Развитие О. он понимал как последовательную смену общественных формаций. Более глубокое обоснование О. как объективной соц. реальности сформулировал Э. Дюркгейм.
Он считал объективными фактами не только материальные, но и духовные элементы О. В отечественной науке О. понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система соц. связей и отношений как между большими, так и между малыми гр. людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Каждая конкретная форма О. связана с определенной территориальной и политической властью. Люди, включенные в данную территориально-политическую государственную систему, содержание, формы и направленность их социальных действий не только самодетерминируются, но и детерминируются этой системой. В свою очередь, данная форма организации О. создается людьми или, вернее, властными структурами, неважно, каким путем (демократическим или антидемократическим) они пришли к власти. Отсюда следует вывод: каково О. (тоталитарное, автократическое, демократическое и т.д.), таковы соответственно и люди, и их социальные действия, какова властная структура, таково и О.
Г. В. Осипов
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 294-295.
Литература:
Пушкарева В.Г. Об-во // Основы соц-и. Ч. 2. М., 1994;
Теория об-ва. Фундаментальные проблемы. М., 1999;
Соц-я. Основы общей теории / Отв. ред. Г. В. Осипов, Л.H. Москвичев. 2-е изд. М., 2008.