Солипсизм (Кузнецов)

СОЛИПСИЗМ (от лат. solus - один и ipse — сам) — воззрение, в соответствии с которым статусом существования обладает  только мыслящий субъект, а все не совпадающие с ним объекты существуют лишь в его сознании. В крайней (онтологической) форме С. встречается редко. В гносеологии С. является естественным затруднением, возникающим при постановке вопроса об онтологическом статусе гносеологических объектов, т.е. при переходе от анализа фактов сознания к вопросу об их отношении к реальности. Одним из наиболее последовательных выразителей С. был Дж. Беркли. Опираясь на свою теорию зрительного восприятия, он указал на роль идей в организации зрительных образов и сделал вывод о том, что подлинными объектами восприятия являются идеи воспринимающего. К С. близка позиция А. Шопенгауэра, по утверждению которого «мир есть мое представление», субъект является «носителем мира», «только для субъекта существует все, что существует» («Мир как воля и представление»). Элементы гносеологического С. содержатся в философии Р. Декарта, И. Канта, Э. Гуссерля. Последний стоял на позициях методологического С., посредством феноменологической редукции отбрасывая все высказывания о мире, чтобы перейти к анализу чистого сознания.

Г. Марсель использовал термин «практический С.» для обозначения последовательной эгоцентрической позиции в этике. Характерным представителем этического С. был М. Штирнер, по мысли которого Я стоит в центре моральной системы и является единственным источником любых ценностей.

Литература:

Беркли Дж. Соч. М., 1978;

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление /Соч. в 5-ти т. Т. 1. М., 1992;

Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 531-532.

Понятие: