Солидарность (Кузнецов)
СОЛИДАРНОСТЬ - французский термин, означающий единомыслие, общность интересов, совместную ответственность. В русской философии он приобрел особую значимость в связи с распространением в России идей утопического социализма. Мы встречаем его уже у Герцена и петрашевцев, но одной из центральных категорий социальной философии понятие «С.» стало у идеологов народничества с конца 60-х гг. XIX в. В теоретических воззрениях П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина, Л.И. Мечникова, П.А Кропоткина, Н.К. Михайловского и других деятелей народнического движения С. рассматривается как важнейший фактор развития человеческого общества, возрастание которого ведет к прогрессу и всеобщему благоденствию, а утрата приводит к взаимной борьбе за существование, к нищете и эксплуатации человека человеком. М.А. Бакунин, например, понятие «С.» рассматривает в теснейшей связи с понятием «свобода», характеризуя эти два понятия как взаимно обусловливающие и взаимно дополняющие. «Социальная солидарность, - пишет он, — является первым человеческим законом, свобода составляет второй закон общества. Оба этих закона... составляют всю сущность человечности. Таким образом, свобода не есть отрицание солидарности, наоборот, она представляет собой развитие и, если можно так сказать, очеловечение последней» (Бакунин М.А. Избр. филос. соч. и письма. М., 1987. С. 332). Бакунин рассматривает С. как согласование всех материальных и общественных интересов каждого с человеческими обязанностями каждого.
Еще более широкое понятие С. просматривается у П.Л. Лаврова. Он усматривает С. не только среди людей, в человеческом обществе, но и в органическом мире в целом. Анализируя учение Дарвина о борьбе за существование как факторе эволюции, Лавров не соглашается с представлением о всеобщем характере борьбы всех против всех. Уже у насекомых и животных, подчеркивает он, образуются объединения, в рамках которых существует не борьба, а взаимная поддержка и С. С. обеспечивает выживание вида в борьбе с другими видами и является фактором эволюции и прогрессивного развития вида. В человеческом обществе инстинктивная С. членов общества, перешедшая к человече-ству от сообществ животных и насекомых, дополнилась еще С. прочувствованной, т.е. С. любви, С. в борьбе за наслаждения, а за-тем и сознанной С. в борьбе за нравственный идеал. «Инстинктивная солидарность первобытной привычки, первобытного предания скрепилась идеею нравственного долга, и сознанная солидарность стала на ее место... Сознанная солидарность, продукт борьбы за существование и высшая форма орудия в этой борьбе, была в то же время отрицанием грубого, первоначального фазиса этой борьбы, когда всякая особь была врагом всякой другой, и, чем ближе были между собой особи, тем яростнее они боролись за жалкие средства существования» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избр. произв. в 2-х т. Т. 2. М., 1965. С. 373). Но, возникнув как продолжение и развитие С. в органическом мире, человеческая С. стала разрушаться под влиянием индивидуализма и стремления к наживе. Экономическая борьба разрушила, по мнению Лаврова, складывающуюся общечеловеческую С. Буржуазное начало конкуренции разъело всякую С. между людьми, выдвинуло на передний план личный интерес, который привел к всеобщей борьбе всей против всех. В этих условиях и возникли учения социализма, которые призваны вернуть общество к началам С. и братства. «Социализм выступил на смену истории как требование солидарности всего человечества» (Там же. С. 377). Именно С., взаимная помощь всех членов общества является тем средством, которое может привести к победе в борьбе за достижение всеобщего равенства и благоденствия. Но общественная С., согласно Лаврову, может быть прочной лишь при устранении экономической конкуренции. В качестве нравственной задачи Лавров выдвигал необходимость вырабатывать в себе и в других те «привычки С.», без которых осуществление лучшего общественного строя совершенно немыслимо.
Н.К. Михайловский понятие «С.» тесно увязывает с понятием «кооперация». Как и Лавров, он подчеркивал, что в условиях, допускающих эксплуатацию человека человеком, ни о какой С. в обществе не может бьггь и речи. С. может существовать только между людьми, равными по их положению в обществе, а такое равенство возможно только в условиях простой кооперации. По Михайловскому, С. вызывается самими условиями простой кооперации, где отсутствует разделение труда между отдельными членами, где общая цель вызывает взаимное понимание и как следствие — С. интересов. Люди разные, находящиеся в одном и том же положении, имеющие одни и те же цели, стремления, мысли и чувства, имеют возможность проникнуться жизнью своего товарища, прочувствовать эту жизнь и относиться к нему, как к самому себе. Только в таких условиях и возможна истинная С. и взаимопомощь.
Из всех народнических идеологов понятию С. больше всех внимания уделял Л.И. Мечников, который поместил это понятие в самый центр своей социологической концепции. Он рассматривал рост С. в обществе как главную движущую силу исторического прогресса. Социология как наука, писал Мечников, имеет предметом своих исследований явления С. — от связи в мире многоклеточных до производственной кооперации людей. Как и Лавров, он усматривает явления С. уже в органическом мире. «Биология изучает в области растительного и животного мира явление борьбы за существование, социология же интересуется только проявлениями солидарности и объединения сил, т.е. факторами кооперации в природе» (Мечников И.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1924. С. 43). Причем если Бакунин тесно связывал проявления С. со свободой человека, то Мечников рассматривал и факты «принудительной солидарности», и факты «вынужденной солидарности», которые он связывал с уровнем развития кооперации. Степень же свободы, по Мечникову, показывает лишь уровень С., являясь критерием прогресса. Социальный прогресс в основном проходит те же ступени С., что и в органическом мире. Подневольные союзы, держащиеся внешней принудительной силой, сменяются подчиненными союзами, возникающими вследствие разделения труда, которые в свою очередь должны уступить место свободным союзам, в которые индивиды объединяются «в силу общности интересов, личных наклонностей и сознательного стремления к солидарности» (Там же. С. 65). Без С., писал Мечников, немыслимо объединение людей в свободную кооперацию, немыслим любой социальный прогресс.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 530-531.