Синь как сердце/разум
СИНЬ (сердце/разум) — категория традиционной китайской философии. Словарные значения — «сердце», «психика», «сердцевина», «субъективное», «дух», «сознание». Имеет четыре основных смысла: а) функциональный орган — средоточие сознания и психических возможностей, в том числе чувств и воли; б) сердцевина, квинтэссенция любой вещи, живой и неживой, в том числе человека; в) функция сознания, психики и познания; г) обозначение субъективно идеального (стандартная оппозиция — у (вещь); ср. вэйсиньчжуи - идеализм, вэйучжуи — материализм).
В древних протодаосских памятниках понятие С. сопряжено с понятием шэнь (дух), субстанцией, отвечающей за деятельность сознания и психики. «Очищение сердца» («Гуань-цзы») соотносится с тезисом «Чжуан-цзы» о «промывании сердца, удалении желаний»: лишь при этом условии реализуются возможности, которые дает сущностное единство мира и человека, осуществляется полноценный контакт их духовных субстанций. Благодаря этому «сердце мудреца может взращивать в себе Поднебесную» («Чжуан- цзы»), С данным утверждением одного из основоположников даосизма перекликается заключение из конфуцианского трактата («Мэн-цзы», IV—III вв. до н.э.), гласящее, что «исчерпание своего сердца» равносильно познанию собственной син ([индивидуальной] природы) и, таким образом, Неба (см. Тянь ди жэнь).
Согласно Мэн-цзы, человеком может счи-таться только тот, кто имеет «соболезнующее и сострадающее», «стыдящееся [за себя] и не-годующее [на других]», «отказывающее [себе] и уступающее [другому]», «утверждающее и отрицающее сердце». Эти качества С. суть начала жэнь (гуманности), и (долга/ справедливости), ли ([этико-ритуальной] благопристойности, чжи (мудрости).
Благодаря Мэн-цзы в русло конфуцианства вошел характерный для даосизма тезис о детскости сердца как выражении лучших человеческих качеств, в том числе высшей мудрости («Дао дэ цзин», ок. III в. до н.э.). Реформатор конфуцианства Дун Чжуншу (190 или 179—120 или 104 гг.), связавший протодаосскую натурфилософскую и конфуцианскую этическую доктрины, объявил С. «господином» (чжу цзай) — сувереном и вместилищем ци, которая «исходит из сердца/ разума» и управляется им.
Особую роль категория С. сыграла в нео-конфуцианстве, одно из направлений которого — школа Лy [Цзююаня] — Ван [Янмина] получила название синь сюэ («учение о сердце») . Лу Цзююань (1139—1193) начал разрабатывать тезис о тождестве сердца и структурообразующего универсального ли (принципа). Этот тезис был развит в учении Ван Янмина (1472-1529) как положение о «совпадающем единстве сердца и принципа». Благодаря этому единству человеческое сердце качественно и даже количественно единотелесно миру, составляя одно целое с Небом и Землей (см. Тянь ди жэнь) и будучи «тождественно телом с [другими] вещами». Великие люди сознают это, ничтожные — разделяют мир на «ты и я». Для правильного восприятия мира и должного поведения в нем необходимо сохранение в себе «детского сердца».
Важное место занимала категория С. и в других течениях неоконфуцианства. Например, основоположник его нумерологического направления Шао Юн (1011—1077) определил «сердце» как «Великий предел» (там цзи) — начало и своего рода программу всего сущего, а главный создатель «учения о принципе» (ли сюэ) Чжу Си (1130—1200) — как способность «знать и чувствовать», присущую не только человеку, но даже растениям и объединяющую син ([индивидуальную] природу) и чувства (цин). Склонный к материализму Ван Чуаныиань (1619-1692) считал «сердце» основой функциональной системы «тела/личности» (шэнь), ответственной за мышление, восприятие и зависящей от функционирования органов чувств.
В китайском буддизме, особенно в VI— IX вв., слово «С.» служило обобщающим вы-ражением психических процессов и явлений, а в школе Фасян (китайская версия виджнянавады) оно стало синонимом «сознания-сокровищницы» (алайя-виджняна) - интегральной и высшей формы всех видов сознания.
Иероглиф «С.» вошел в состав многих современных научных терминов, прежде всего связанных с психической сферой: синьли — психика, синьлисюэ — психология и т.п.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 509-510.