Эвдемонизм (Кириленко, Швецов, 2010)

ЭВДЕМОНИЗМ (греч. eudamonia — счастье, блаженство) — этическая система, в основе которой лежит представление, что счастье является высшей ценностью, определяющей все поступки человека, цель его жизни. Счастье понималось различными представителями Э. по-разному, отсюда — определенная двойственность Э. Во всех случаях счастье — это полная удовлетворенность условиями своего бытия, ощущение полной реализации своего человеческого предназначения.

Логически Э. — более широкое понятие, нежели гедонизм, который, видя высшее счастье в чувственных удовольствиях, есть лишь одна из разновидностей Э. Вместе с тем первые формы Э. (Сократ, киники, стоики, эпикурейцы) ограничивали счастье возвышенными наслаждениями души. Счастье — это разумность человека, свобода от привязанности к внешнему, в том числе к чувственным удовольствиям. Ранние формы Э., таким образом, противопоставляли счастье чувственному наслаждению; Э. противостоял гедонизму.

Противоречивость Э. заключается в том, что основную нравственную ценность он усматривает в счастье, которое считает добром; а не наоборот: делание добра — счастьем. Понятие счастья всё же стоит на первом месте, грань между счастьем-наслаждением и счастьем-созерцанием крайне зыбка. Кроме того, Э., как писал Вл. Соловьев, «не дает пищи воле», он созерцателен, тогда как нравственная личность всегда деятельна. Особенности античного Э. связаны с незрелостью нравственного сознания того времени, с отсутствием современных представлений о добре. Более поздние формы Э. (Спиноза, Лейбниц, Гельвеций, Бентам, Фейербах, Спенсер) воплотили противоречивость этого учения в полной мере. Гедонизм подчинил себе Э.; в результате возникает расчетливый утилитаризм.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 445.

Tags: