Синергизм (Кузнецов, 2007)

СИНЕРГИЗМ (греч. … - содействие, соучастие) — святоотеческий и философско-богословский принцип антиномической взаимосвязи свободы человеческой воли с действиями Св. Духа, или Благодати. Наиболее полное выражение получил в творчестве св. Григория Нисского. В начале V в. н.э. английский монах Пелагий придал С. однозначно еретическую трактовку, которая заключалась в абсолютизации естественных, психологических сил человека на пути к Богу и обожению: без помощи Благодати. Пелагий вознамерился заслужить утраченное остальным человечеством райское состояние души уже здесь-и-сейчас: до смерти и второго пришествия Христа. Блаженный Августин начал непосредственную полемику с английским оппонентом и вынужденно рационализировал С. в сторону его прямо противоположного и не менее однозначного понимания, напрочь исключающего уже человеческую свободу.

В XVI в. этот спор обострился благодаря позиции М. Лютера и Ж. Кальвина, которые актуализировали позицию бл. Августина, придав ей «реформаторский» вид. Э. Роттердамский попытался восстановить святоотеческую взаимосвязь относительно человеческой воли и Благодати, но поскольку был утрачен антиномический момент, постольку проблема свободы воли получила у нидерландского гуманиста вновь пелагианское решение, с чем его и «поздравил» М. Лютер.

В России принцип С. наиболее плодотворно применялся в философско-богословском творчестве ученых монахов XVIII — первой половины XIX вв.: от св. Димитрия Ростовского до св. Филарета Московского, который позволил им создать особый метафизический метод анагогии.

В период расцвета светского и протоиерейского религиозного философствования в России — в начале и середине XX в. — принцип С. стал краеугольным камнем гносеологии И.А. Ильина, прот. В. Зеньковского, прот. С. Булгакова, В.Н. Лосского, прот. Г. Флоровского. Этот принцип позволил им избегать однозначных издержек при создании своих метафизических систем, преисполненных эвристически значимых антиномий.

За последние десятилетия к святоотеческому пониманию С. обратились и многие западноевропейские авторы, плодотворно применив его и в области метафизики, и в области современной науки с ее, согласно Г. Башляру, «фундаментальным принципом неопределенности».

 Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 506.

Понятие: