Общественный договор (Кузнецов, 2007)

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР - понятие, используемое в ряде социальных и нравственных теорий для объяснения возникновения государства, права, морали. Большинство теорий О.д. предполагает, что в древности существовало «естественное состояние», в котором люди не знали нравственных и правовых ограничений. Это порождало множество конфликтных ситуаций, в результате чего люди пришли к необходимости заключения договора. Идеи О.д. были высказаны еще в древности софистами, Эпикуром, Цицероном, но в классическом виде эта теория была сформирована в XVII— XVIII вв. Она представляла попытку светского обоснования государства, права и морали в противовес идее божественного их происхождения.

Один из классических основателей теории О.д. Т. Гоббс полагал, что в естественном состоянии имела место война всех против всех. Чтобы преодолеть опасность полного взаимоуничтожения люди и пришли к договору. В других теориях, например, у Ж.-Ж. Руссо естественное состояние оценивается не столь драматично и даже противопоставляется государственному как этап более спокойного и нравственного существования. Но договор становится необходим после того, как возникает частная собственность и связанное с ней разделение на богатых и бедных. Оба класса нуждаются друг в друге.

В большинстве теорий О.д. используется также понятие «естественного закона». Этот закон отражает элементарное представление о справедливом и показывает, на что должен быть направлен О.д. Многие сторонники теорий О.д. считали, что народ, апеллируя к естественному закону, может свергнуть своего правителя, если тот неправильно выполняет свои функции, т.е. действует наперекор естественному закону.

Один из основателей либеральной теории, Дж. Локк считал, что в естественном состоянии индивид обладает всеми правами самозащиты и действует, руководствуясь естественным законом. В государственном состоянии люди передают функцию интерпретации естественного закона органам законодательной власти, а функцию самозащиты — органам исполнительной власти. Так возникает современное государство с разделением властных полномочий. 

Понятие О.д. и естественного состояния используется Дж. Ролзом в современном ва-рианте теории справедливости. Однако в отличие от классических договорных теорий Ролз не считает естественное состояние реальной фазой в развитии общества. Он использует это понятие для определения исходной, гипотетической ситуации незнания, в которой индивид смог бы выбрать справедливое общество, не имея представления о том, какое именно положение он в нем займет. В такой ситуации рациональный индивид, с точки зрения Ролза, во-первых, должен выбрать справедливое общество, т.е. общество, в котором все имеют равные возможности и где исключается увеличение блага одних за счет ограничения свободы других. Скажем, исключаются такие институты, как рабство. Во-вторых, рациональный индивид должен выбрать эффективное общество, т.е. такое общество, которое при наличии основных свобод одновременно давало бы максимальный прирост общественного блага. Ролз пытается доказать, что в таком случае может быть выбрано только такое общество, в котором неизбежно неравенство. Но последнее допустимо с его точки зрения только в том случае, если оно приводит к неравному, но все же реальному увеличению блага для всех.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 384-385.

Tags: