Социализация (Коджаспирова, 2001)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения и активного воспроизведения человеком соц. опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности. Социализация осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.). Понятие социализация было введено в социальную психологию в 40—50-е годы. Решающую роль в социализации ребенка играет семья.
Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение соц. ролей. Агенты первичной социализации: семья, приходящие друзья семьи, сверстники, учителя, няни, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Агенты вторичной социализации: администрация школы, университета, предприятия; армия, полиция, церковь, государство, СМИ. Первичная социализация осуществляется в непосредственном окружении человека, особенно значима в ранние периоды жизни. Вторичная социализация осуществляется в опосредованном или формальном окружении, значима на более поздних этапах жизни.
Факторы социализации — факторы, влияющие на процесс социализации личности. Различают микрофакторы: семья и домашний очаг, соседство и микросоциум, группы сверстников и субкультура, институты воспитания, общественные, государственные, частные, религиозные организации. Мезафакторы: средства массовой коммуникации, тип поселения, региональные условия (географические, природно-климатические, экономические, демографические, культурные). Макрофакторы: страна как природно-климатический фактор, этнокультурные условия, общество как политико-социальное явление, государство как политико-юридическое явление. Мегафакторы: космос, планета, мир. Социализация агрессии — процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражения их в формах, приемлемых в определенном обществе, цивилизации. Социализация учителя профессиональная — процесс вхождения учителя в профессиональную среду, усвоение им педагогического опыта, овладение стандартами и ценностями педагогического сообщества, активной реализации накапливаемого опыта.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 139.