Персонализм (Кириленко, Шевцов, 2010)

ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. persona — существо, личность) — направление в современной христианской философии, рассматривающее личность в качестве высшей ценности, а весь мир — как проявление творческой активности верховной личности — Бога. Истоки философского П. лежат в философии Аристотеля; позже контуры персоналистической доктрины можно обнаружить в философии Аврелия Августина. В его учении Бог есть абсолютная личность. Он — сущность мира, его начало и завершение. У человека как образа и подобия Божьего нет более совершенного знания, нежели знание собственного «я» и своей сущности как абсолютной возможности. Круг бытия человека беспредельно расширяется в акте осознания собственного «я». Развитие этой мысли происходит через Боэция к Фоме Аквинскому и далее — к Шлейермахеру, Ф. Якоби, «социальному христианству» Ш. Пеги, «надвитальному предназначению» М. Шелера и философии экзистенциализма.

Проявления П. в философии разнообразны. Персоналистическая традиция присутствует в русской философии (W. Бердяев, Л. Шестов, Н. Лосский), существует американская ветвь П. (Б.П.Боун, Дж. Ройс, У.Хокинг и др.), французский «социально-политический персонализм» (Ж.Маритен, Э. Мунье, П.Рикер, П.Ландсберг и др.) Философские идеи П. наиболее рельефно выявились в межвоенный период. В самой Франции четко обозначились два его направления: одно, представленное Жаком Маритеном (1882-1973), полностью основано на философии неотомизма; другое, творцом которого был Эммануэль Мунье (1905-1950), стремится сочетать различные философские и идеологические направления (неотомизм и марксизм, идеи Соловьева и Троцкого, Достоевского и Бердяева, Бакунина и Маркса, Кьеркегора и Ленина).

В своих трудах «0 философии христианства», «Интегральный гуманизм», «Творческая интуиция в искусстве и поэзии» Ж.Маритен определяет основы социально-философского направления, которое он называет «интегральным гуманизмом или персонализмом». Разделяя понятия индивидуума и личности, Маритен философски обосновывает задачу, поставленную христианством, — совершенствование человека в единении с другими. Его фундаментальная идея «гуманизма становления человека» требует перестройки общества. В предлагаемом им варианте нового политического устройства — «персоналистской демократии» — высшей ценностью является человек, обладающий «естест-венным правом на свободу».

Персоналистская общность свободных людей должна соответствовать четырем критериям. Это должна быть «общность корпоративного характера» (корпорация понимается как целостная «моральная личность», обладающая полномочиями юридического лица и полной автономией в своем стремлении к общему благу). В персоналистской общности нет классов, но есть социальная иерархия, основанная на ценности личности, критерием которой является ее труд. Это «плюралистическая общность», объединяющая разнородные социальные, экономические, политические структуры, являющиеся воплощением и внешним выражением свободных человеческих стремлений. Персоналистскую общность объединяет всеобщее признание существования Бога как цели человеческих стремлений и абсолютной духовной ценности, утверждающей достоинство и основные права личности.

«Интегральный гуманизм» Маритена оказал большое влияние на христианскую социальную философию и в значительной мере сформировал социальные и политические воззрения верующих-католиков, части христианского мира в целом. Благодаря его личным усилиям была создана знаменитая Всеобщая Декларация прав человека, поскольку он был председателем комитета ЮНЕСКО, в задачу которого входила подготовка проекта этой декларации.

Почти одновременно с появлением идеи «интегрального гуманизма» Маритена во Франции издает свой «Манифест персонализма» Э. Мунье. Ему принадлежат также работы «Персоналистская и общинная революция», «От капиталистической собственности к собственности человеческой» и др. На формирование взглядов мыслителя оказали влияние Ш. Пеги, М. Шелер, А. Бергсон и философия экзистенциализма. Влияние последнего особенно сказывается в его философии человека.

Мунье опасается впасть в чистое теоретизирование, поэтому свои персоналистские положения формулирует так, чтобы они могли стать общей платформой для различных направлений философской мысли и отправным пунктом в борьбе за права человека. Общей для всех целью должно быть создание социальных, политических и экономических условий, способствующих прогрессу человеческой личности. П. в понимании Мунье не есть строго определенная, теоретически замкнутая система, но скорее позиция, внутренняя склонность, общий методологический подход. Персоналистской он называет каждую доктрину, каждую историко-культурную традицию, утверждающую примат личности над материальной необходимостью и коллективным началом. П. — такой уровень развития культуры, когда сам ее дух, все ее структуры ориентированы на предоставление каждому человеку всей возможной полноты самореализации. С позиций своего П. Мунье, с одной стороны, критикует индивидуализм и либерализм, с другой — фашизм и всякий тоталитаризм, «управляющий душами».

Философ рассматривает проблему личности в марксизме в качестве примера антиперсоналистского подхода. Отмечая позитивные стороны марксистского подхода, Мунье утверждает, что последовательный марксизм не находит в своей системе места человеку как личности и поэтому марксистский гуманизм «ничем не обеспечен». По мнению Мунье, надежды создать концепцию гуманизма на принципах марксизма в целом не оправдались. Персоналистская идеология не исключает наличие в обществе устойчивых социальных структур, социальных институтов. Но эти институты должны вырастать из потребностей личности, а не навязываться ей «извне», они должны создавать «атмосферу свободы», в которой развивается личность и формируется персоналистское общество.

Мунье призывает к революции, но революции «внутренней», заключающейся в духовном преображении личности. Коренные изменения в духовном мире естественным образом приведут к изменению социальных структур. Все современные культурные и социальные кризисы, считает Мунье, симптом того, что персоналистская революция — потребность времени. Он рассчитывает, что в подобной революции примут активное участие интеллектуалы — теоретики переустройства жизни — и «здоровые» народные массы. Однако язык Мунье слишком эзотеричен, чтобы привлечь к себе массы; его идеи — предмет размышлений интеллектуалов. Благодаря работам Мунье и его единомышленников (Ж. Лакруа, М. Недонселя, П. Рикера) персоналистские идеи прочно вошли в фундамент современной культуры.

Есть все основания говорить о «персоналистской тенденции» в современной философии, где под П. понимается общемировоззренческая установка, трактующая человека как абсолютную нравственную ценность и центральный элемент бытия.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 272-274.

Понятие: