Мышление (Кузнецов)
МЫШЛЕНИЕ — важнейшая познавательная способность, благодаря которой человек получает знание о мире и о самом себе, а также планирует и осуществляет свою практическую деятельность. Традиционно, начиная с античности, М. противополагается непосредственному чувственному восприятию и эмоциональному переживанию. При известной относительности этого противопоставления М. в самом широком смысле правомерно толковать как способность к познанию существенных свойств и связей бытия, лежащих за пределами непосредственного чувственно-перцептивного и эмоционально-аффективного опыта. М. дает возможность не только проникать сквозь эмпирический «покров» вещей (обрабатывать чувственные данные) и погружаться в глубины человеческого Я, но и является необходимым средством осмысления действительности, наделения ее смыслами различного уровня, понимание которых также невозможно без мыслительной деятельности. Эмоции и чувства предоставляют лишь первичный материал для получения знания, но только благодаря категориальным структурам мышления и единым идеальным смыслам, которыми оперирует человек, возможно рациональное сознание: одинаковая идентификация людьми предметов восприятия, интерсубъективная (однозначно понимаемая) речевая коммуникация, осведомление другого человека о своих внутренних состояниях и т.д. При этом М., обеспечивающее рациональное познание и поведение, всегда носит опосредствованный характер и подразумевает наличие материальных оснований идеальных смыслов. Такими материальными основаниями М. являются физиологическая структура тела и прежде всего мозг человека, а также знаково-символические системы различного типа, важнейшей из которых является язык.
В самом общем виде в науке можно вы-делить два основных типа мыслительной де-ятельности: гуманитарное и естественнонаучное. Гуманитарное М. наиболее зримо проявляется в сфере художественного твор-чества, в области моральных отношений, а также в отдельных науках гуманитарного цикла: литературоведении, искусствознании, ряде направлений исторической науки, культурологии. Здесь мыслительная деятельность человека направлена не столько на установление объективных свойств и связей природного и социального бытия (не на строго научное объяснение), сколько на выражение и понимание собственно человеческих ценностей и смыслов. Гуманитарное М. характеризуется полифоничностью и многомерностью создаваемого смыслового «поля», неустранимостью лично-субъективной составляющей при истолковании культурно-символических образований (литературных и исторических текстов, музыкальных и архитектурных творений, человеческих по-ступков и т.д.). Для него специфичны также метафоричность выражений, диалогичность. Естественнонаучное М. наиболее специфично для логико-математических и естествен-нонаучных дисциплин, для технического творчества, бизнеса, права, политики. Оно ориентировано на познание объективных закономерностей окружающего мира и их конструктивное практическое воплощение. Эталоном такого М. служит оперирование четко определенными смысловыми конструктами, выраженными в знаковых системах естественного или искусственного языка. Помимо языкового опосредствования для полноценного функционирования естественно-научного М. необходимо наличие системы логических операций (идентификации, срав-нения, абстракции, обобщения и т.п.), обеспечивающих инвариантное порождение и понимание смыслов, а также дискурсивных процедур обоснования, осуществляемых в логических формах (понятиях, суждениях, умозаключениях). Соответственно, естественнонаучное М. можно определить как опосредованную языком, инвариантно упорядоченную (посредством системы логических операций) и дискурсивно обоснованную смыслопорождающую и смыслопонимающую деятельность сознания. Логико-дискурсивное М., дающее однозначно понимаемое и доказательное знание, противостоит интуиции как знанию непосредственного типа. В то же время естественнонаучное М. достаточно гармонично сочетается с гуманитарным М.
Что касается процессов развития М. во времени, то оно проходит длительный и сложный путь становления как в онто-, так и в филогенезе. Необходимыми условиями его формирования служат совместная предметно-практическая деятельность людей, активная межличностная коммуникация и поэтапное усвоение социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Применительно к становлению логического М. выделяют обыкновенно три стадии: стадия наглядно-действенного, стадия наглядно-образного и стадия собственно вербально-логического М. Они характерны в целом и для индивидуального, и для исторического развития. Выделение временных стадий в формировании гуманитарного М. вызывает большие затруднения и служит предметом дискуссий. Общая логика развития М. в двух его основных разновидностях представляется сегодня следующей: чем сложнее характер практических и познавательных задач, возникающих перед человеком в процессе его жизнедеятельности, и чем сложнее и объемнее становится набор мыслительных средств, филогенетически накопленных человечеством для их разрешения, тем более длительным и сложным становится индивидуальный умственный онтогенез, дабы обеспечить успешную социализацию и продуктивное творчество личности. Потребность в координации и синтезе многообразных исследований М. привели в настоящее время к становлению целого спектра как философских подходов к его изучению (деятельностного, культурно-символического, феноменологического, герменевтического), так и общенаучных методов его познания (информационно-кибернетического, системного, синергетического).
Литература:
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969;
Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984;
Вертгеймер М.К. Продуктивное мышление. М., 1987;
Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994;
Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995;
Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб., 1992.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 344-345.