Мысль
МЫСЛЬ — особая реальность, посредством которой познаются и преобразуются все другие реальности: природная, социальная, культурная. Наличие М. (или смысла) — необходимое условие сознательного существования человека, осмысляющего окружающий мир и собственное бытие в мире. Парадоксальность бытия М. в качестве особой реальности заключается в том, что она всему полагает границы, все определяет и тем самым делает умопостигаемым для нашего внутреннего сознательного опыта; но при этом ничто в мире (ни материальные вещи и процессы, ни чувственно-эмоциональные психические переживания) не может положить ей самой действительных пре-делов. М. как нечто идеально-сущее определяется, а соответственно, и познается лишь средствами самой М. При этом ясно, что бытие идеально-сущей М. в мире является обусловленным и тончайшим образом связанным с материальными ее основаниями: работой мозга, физическими действиями, знаковой реальностью языка, продуктами производственной деятельности, культурной средой существования человека. Да и сам идеальный замысел в голове человека есть важнейший фактор преобразования материальной действительности. М. при попытках ее самоосмысления предстает как парадоксально двоящаяся — сущенесущая, идеально-материальная — реальность, всегда находящаяся в нас и с нами, но всякий раз таинственно от нас ускользающая при попытках сделать ее предметом рационального изучения. Неудивительно, что сущность М. всегда была и остается до сих пор предметом раздумий и споров среди психологов и философов. Можно выделить два основных понимания природы М. Оба восходят к древним философским учениям Китая, Индии и Греции и отражают отмеченную выше парадоксальную реальность М. Первый связывается с именем Платона и заключается в постулировании объективного и сверхпсихического мира М. (царство идей = эйдосов), в котором находит свое субстанциальное основание умственная деятельность каждого отдельного человека. Противоположная точка зрения делает упор на объективности материально-природных и социальных процессов, а М. рассматривает как отражающую их идеально-субъективную реальность, не существующую вне психического мира индивида. При первом подходе большие трудности вызывает объяснение существенной зависимости содержания идеальной М. от материальных образований типа структуры практической деятельности или состояний мозга. При последовательном проведении второй позиции возникают проблемы объяснения онтологического статуса объективных смыслов (логико-категориальных, математических, ценностных), не выводимых ни из какого эмпирического опыта, а также несводимости идеального содержания М. ни к каким телесно-физиологическим процессам.
В настоящее время предложен ряд новых синтетических идей в понимании феномена М. во Вселенной, позволяющих надеяться на грядущее конструктивное снятие вышеотмеченных альтернатив: концепции био- и пси- полей в биофизике; вакуумно-торсионные и голографические модели переноса физических взаимодействий, возможно служащих материально-несущими основаниями мысли; современные интерпретации пространственно-временной структуры Вселенной по аналогии с лентой Мебиуса, одну сторону которой образуют идеально-смысловые, а другую — материальные процессы, согласованные друг с другом и т.п.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 343-344.