Логический позитивизм (Кузнецов, 2007)

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ - одно из неопозитивистских течений в аналитической философии, получившее в 20- 50-е гг. XX в. широкое распространение на Западе. В отличие от ранних форм позитивистской философии («первый позитивизм», «второй позитивизм» — махизм-эмпириокритицизм) Л.п. в значительной степени ориентировался на парадигму строгого — логико-математического — знания. Наиболее полно теоретическая позиция Л.п. была представлена в деятельности членов Венского кружка (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Фейгл и др.), возникшего в 1923 г. Неопозитивистские настроения также преобладали в Львовско-Варшавской логической школе (Я. Лукасевич, А. Тарский, К. Айдукевич и др.), а также в Берлинском кружке специ-алистов по философии науки во главе с Г. Рейхенбахом. Перед второй мировой войной многие логические позитивисты эмигрировали из Европы, поселившись в англосаксонских странах, способствуя популяризации там своего учения. В Великобритании распространение в 30-е гг. идей Л.п. связано прежде всего с деятельностью А. Айера, который сблизил их с традицией британского философского эмпиризма. Л.п. непосредственно предшествовали «логический атомизм» Б. Рассела и раннее учение Л. Витгенштейна, представленное в его «Логико-философском трактате» (1921), в особенности трактовка предмета философии как деятельности по анализу языка.

Основу программы Л.п. составляла доктрина верификационизма, в соответствии с которой значение предложения, фразы или отдельного термина определяется способом его опытной проверки. На первом этапе логические позитивисты исходили из необходимости прямой верификации тех или иных научных утверждений в непосредственном чувственном опыте субъекта, фиксируемом с помощью так называемых протокольных предложений. Ввиду целого ряда трудностей (например, невозможности верификации всеобщих научных законов или утверждений о прошлых событиях, а также феноменалистической и солипсистской тенденции в теории познания) логические позитивисты отказались от требования прямой верификации, заменив его принципиальной верифи- цируемостью, устанавливающей научную осмысленность предложений, т.е. их способность быть либо истинными, либо ложными. Все остальные предложения они относили к разряду неосмысленных - среди них специально выделяли предложения традиционной философии («метафизики»), которую трактовали как неадекватное выражение иррационального «чувства жизни». Этические и эстетические утверждения при этом рассматривались как выражение эмоциональных установок личности. Для Л .п. была характерна резкая дихотомия логико-математического знания, которому приписывались свойства аналитичности (связывавшейся исключительно со значением терминов) и априорности, и знания эмпирического (синтетического, фактуального). Представители Л.п. в этой связи отвергали кантовское понятие априорного синтетического знания. Некоторые из них придерживались логицистской позиции в обосновании математики.

Л.п. давал в основном индуктивистское истолкование научного (включая гуманитарное) знания, а отдельные представители Л.п. внесли вклад в разработку аппарата вероятностной логики. Первоначально логические позитивисты отдавали предпочтение логико-синтаксическому анализу, однако впоследствии перенесли акцент на логико-семантический анализ языка науки. Редукционистские тенденции Л.п. особенно отчетливо проявились в физикализме, т.е. программе описания данных различных наук на интерсубъективном языке физики, что, как предполагалось, должно было способствовать унификации научного знания. К концу 50-х гг. доктрина Л.п., в особенности ее антиметафизическая линия и концепция различения аналитических и синтетических высказываний, подверглась ревизии и критике в рамках самой аналитической философии (У. Куайн, Н. Гудмен, У. Селларс и др.), а также со стороны представителей постпозитивизма (К. Поппер и его сторонники).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 294.