Знак (Кириленко, Шевцов, 2010)

ЗНАК — чувственно воспринимаемый предмет, замещающий, представляющий другой предмет, свойство, отношение и используемый для приобретения, хранения, передачи информации. Изучение 3. как универсального, специфически человеческого инструмента освоения мира началось уже в древности. К проблеме 3. обращались Платон, Аристотель, философы-стоики. В Средние века над проблемами 3. и знаковых отношений размышлял Августин Блаженный. В XVII—XVIII вв. знаковая сторона человеческого познания исследовалась Гоббсом, Локком, Лейбницем, Кондильяком. Позже изучение 3. выходит за рамки философии, возникают специальные науки о 3. В XIX-XX вв. появляются математическая логика, лингвистика, семиотика. В настоящее время ни одно философское направление не обходит вниманием проблему 3. Знаковые отношения являются основным предметом изучения структурализма и постструктурализма. К проблеме 3. и знаковых отношений обращаются социология, культурология, антропология.

Уже стоики выделили двустороннюю структуру 3. Они рассматривали его как единство означающего (чувственно воспринимаемого) и означаемого (подразумеваемого). Представитель структурализма Р. Барт обращает внимание на то, что знаковое отношение включает в себя не два, а три элемента: означающее, означаемое и сам 3. как итог ассоциации двух членов. Необходимо отличать 3. от означающего, материальной оболочки 3. Традиционно букет роз означает любовь. В этом 3. есть «розы» (означающее), «любовь» (означаемое), но без установления связи между ними они не образуют 3. Только когда мы устанавливаем эту связь (силой собственного воображения или ссылкой на «культурный прецедент»), мы получаем третий компонент знакового отношения — «розы, наполненные любовью».

С помощью знаковых отношений человек способен связать самые разнородные предметы. Более того, сама душевная жизнь человека, считают представители психоанализа, имеет знаковую структуру. Замещение одного переживания, образа другим (знаковое по своей природе отношение) является важнейшим механизмом душевной жизни. Явный смысл поступка, сна — означающее, скрытый — означаемое. Сновидение, взятое во всей полноте, или же невроз как особая, выраженная в поведении связь означающего и означаемого и есть третий элемент знакового отношения.

Что делает один предмет 3. другого, можно ли преодолеть границу, отделяющую означаемое от означающего, можно ли, зная природу знаковых отношений, управлять другими людьми? Этот круг вопросов в целом определил философские проблемы изучения 3.

Различные способы связи между означаемым и означающим были раскрыты еще в XIX в. основоположником прагматизма Ч. Пирсом. Он выделил индексные отношения (простое указание на означаемый объект), иконические отношения (связь, основанная на определенном сходстве означаемого и означающего), символические (в широком смысле) отношения. Последние являются «предписанными» или же конвенциональными (чисто условными). Все три типа знаковых отношений в культуре взаимодействуют и дополняют друг друга. В дальнейшем проблема связи различных компонентов знакового отношения была сформулирована как проблема значения. Принято различать предметное значение (предмет или класс предметов), смысловое значение (идеальный образ предмета, выраженный в понятии), с помощью которого осуществляется отнесение означающего к означаемому;экспрессивное (чувственно-эмоциональное значение).

В семиотике, науке о 3., помимо отношения 3. к обозначаемой им реальности (семантика), выделяется также область взаимоотношений 3. друг с другом (синтаксис) и область отношений субъекта, использующего 3., к употребляемым им знаковым системам (прагматика). Языковые 3. — частный случай 3., организующих человеческую жизнь. В философии, социологии, психологии 3. рассматривается как универсальный механизм общения, познания, самовыражения. Знаковая оформленность человеческой жизни порой рассматривается в качестве важнейшего признака человеческого бытия. Способность оперирования 3. является показателем могущества человека, предпосылкой его свободы, поскольку с помощью 3. человек может оторваться от непосредственных контактов с миром, свойственных животным. Вместе с тем 3. является и показателем человеческого несовершенства; 3. — граница, отделяющая уникальное от социального, явление от сущности; 3. мешает реализации человеческого желания «быть», человек вынужден «казаться».

См. также символ, язык.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 122-123.

Понятие: