Категории диалектики (Кириленко, Шевцов, 2010)
КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ - наиболее общие познавательные структуры, с помощью которых человек улавливает противоречивость, изменчивость, всеобщую связь всего существующего. Категории в самом широком смысле — это предельно общие понятия. Вместе с тем категориями в философской традиции называли не только теоретические образования, но и те предельно общие человеческие формы видения, созерцания мира, которые присущи каждому человеку и часто не формулируются им в понятийной форме. В философии эти два смысла термина «категория», как правило, совпадают. Вместе с тем некоторые философы (например, Аристотель) шли еще дальше, рассматривая категории как «роды бытия». Количество категорий, насчитываемое философами, различно. У Аристотеля можно обнаружить 10 категорий; Кант выделил 12 категорий, Шопенгауэр оставил только одну — категорию причинности. Для Гегеля категории — это формы движения абсолютной идеи, это К. Д.
К. Д. — это так называемые «парные» категории: сущность и явление, количество и качество, часть и целое, свобода и необходимость, возможность и действительность, единичное и всеобщее, причина и следствие. Эти категории выражают стороны противоречия, показывают разные типы и формы противоречий. Законы и К.Д. нераздельны, законы есть принципы связи этих парных, противоречащих друг другу и связанных друг с другом категорий.
Попытка сторонников диалектики как универсального метода научного познания представить категории в качестве системы, в основе которой лежат отношения субординации, оказалась неудачной. Учитывая, что диалектика объективного мира и диалектика мышления совпадают в основном, но не тождественны, за основу классификации были взяты два принципа — рассмотрение категорий как «ступенек познания мира» и как «родов бытия». Субординация категорий в мышлении должна была отражать субординацию реальных процессов. Задача эта оказалась практически неосуществимой, поскольку уже на основе использования принципа единства логического и исторического очевидно, что логика познания и логика объективная — «обратные» процессы.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 159.