Логическая семантика (Кузнецов, 2007)
ЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА - раздел логики, в котором изучаются отношения языковых знаков к обозначаемым ими объектам и выражаемому ими содержанию. Если семантика как раздел семиотики имеет дело с общими аспектами интерпретации знаковых систем любых типов, то Л.с. имеет дело с особого рода знаковыми системами — языками, построенными для целей логики.
Приписывание значений выражениям исследуемого (объектного) языка осуществ-ляется посредством особого рода правил, на-зываемых семантическими. Эти правила, в свою очередь, описываются в каком-то заранее интерпретированном языке, называемом метаязыком (для данного объектного языка), который содержит как термины, относящиеся к описанию выражений объектного языка, так и термины, описывающие внеязыковые (по отношению к объектному языку) сущности.
Семантика как строгая наука может быть построена только для языков с точно заданной структурой и формальных систем, удовлетворяющих сильному требованию эффективности: принадлежность знаков к классам исходных символов, термов (имен), формул (предложений), аксиом, доказательств устанавливается эффективным образом. Л.с. решает задачу нахождения путей и способов интерпретации формальных систем, благодаря чему они выступают как результаты формализации содержательных теорий.
В Л.с. различают теорию референции, базирующуюся на понятии истинности, и теорию смысла. Уточнение понятия смысла наталкивается на принципиальные трудности, вызванные многогранностью этого понятия. Существуют различные методы семантического анализа: метод отношения именования (Г. Фреге), метод экстенсионала и интенсионала (Р. Карнап, Р. Монтегю), теория неполных символов (Б. Рассел), концепция жестких десигнаторов (С. Крипке) и др.
Методы семантического анализа смысла и значения выражений, разработанные в Л.е., могут применяться и к анализу естественных языков. Однако эти методы не являются в последнем случае достаточными. Необходимо учитывать определенные лингвистические характеристики выражений естественного языка, смыслы которых зависят также от коммуникативных аспектов, от контекста употребления, от пресуппозиций носителя языка и других факторов.
Современная Л.с. восходит к работам Г. Фреге. Однако разработку Л.с. как особого раздела логической науки можно датировать началом 30-х гг., когда выходят работы А. Тарского, в частности его фундаментальный труд «Понятие истины в формализованных языках» (1935). В 1942-1947 гг. выходит трехтомное «Исследование по семантике» Р. Карнапа.
Значительной вехой в разработке Л.с. явились доказательство К. Геделем семантической полноты первопорядкового исчисления предикатов и установление неполноты исчислений предикатов высших порядков, а также доказательство А. Тарским неопределимости понятия истинности средствами исследуемого языка.
В послевоенные годы значительные результаты получены в теории моделей в узком смысле — в теории, рассматривающей связь между синтаксическими свойствами формул и свойствами их моделей. Строятся семантики для различного типа модальных логик, интуиционистской логики, релевантных, немонотонных и многих других классов логических исчислений. Разрабатываются различные способы построения семантик: семантики с истинностными провалами и пресыщенными оценками, ситуационные, теоретико-игровые и др. В последние десятилетия намечается сближение семантики и прагматики, при построении семантики учитываются определенные прагматические аспекты: контексты употребления высказываний, определенные характеристики субъекта познавательной деятельности.
Проблемы Л.с. тесно связаны с целым рядом традиционных философских вопросов, таких, как исследование понятий истинности и аналитической истинности, проблема универсалий и онтологических предпосылок в логике, анализ содержания модальных высказываний, высказываний с временными и эпистемическими терминами, проблема информативности логических форм, типология семантических категорий и их связь с теоретико-познавательными категориями и др. Связь логики с философией в значительной степени осуществляется именно через Л.с. Многие проблемы Л.с. и большинство основных ее понятий, таких, как смысл, значение, обозначение, имя, суждение, истинность, ложность, логическая истинность, аналитическая истинность, логическое следование и т.д., имеют существенную философскую нагруженность.
По идейной, философской установке, положенной в основу семантических иссле-дований, можно выделить следующие подходы к разработке Л.с.: номиналистический (Ст. Лесневский, Р. Мартин и др.), конструктивный (А.А. Марков, Р. Гудстейн, Ст. Клини, Н.А. Шанин), экстенсиональный, теоретико-множественный (подавляющее большинство работ А. Тарского и его школы), интенсиональный (Г. Фреге, А. Чёрч, Р. Монтегю и др.).
Именно Л.с., опирающаяся на теорию познания, дает ключ к пониманию феномена многообразия логических систем (принимаемых типов рассуждений). Можно выделить два рода предпосылок, от которых они зависят: предпосылки онтологического характера, налагаемые на объекты универсума рассмотрения (например, «воображаемые миры» Н.А. Васильева или идеальные и реальные объекты Д. Гильберта); предпосылки, связанные с концептуальным аппаратом познающего субъекта — принимаемыми понятиями истинности, ложности, логического следования, отрицания, суждения и т.д.
Построение семантик все более богатых логических систем предполагает введение сильных абстракций и идеализаций: истинностных значений, возможных миров, мыслимых положений дел, отношений, заданных на возможных мирах и семействах возможных миров, невозможных возможных миров и т.д. Выявление и порождение такого рода конструктов, «идеальных образов» в Л. с., анализ их правильности и границ использования позволяет вскрывать философские аспекты логики, ее связь с теорией познания.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 289-290.