Ислам (Гогоберидзе)

ИСЛАМ (араб. — покорность) — одна из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, возникшая в VII веке и во многом определившая историю, идейную и культурную жизнь значительной части населения Азии, Африки и частично Европы. Характерной чертой И. является его роль социального и культурного регулятора жизни общества. В мусульманской общине все стороны жизни человека и общества регламентированы. Как социальное, культурное и идейное явление И. был, с одной стороны, итогом собственного развития общества Аравийского полуострова, а с другой — одним из порождений общих процессов, шедших на Ближнем Востоке в эпоху средневековья. Распространение ислама связано с эволюцией религиозного сознания жителей Аравии, со специфическими аравийскими формами синкретического монотеизма. В V-VII века в Аравии распались древние классовые государства Саба, Набатея, Пальмира, Химйар, ослабла транзитная торговля, усилилась военная активность кочевников. Отдельные территории Аравии попали под прямую власть Ирана, Византии и Эфиопии. Многие традиционные общественные связи нарушились, обострились конфликты между различными слоями общества, между богатыми и бедными, между племенами, между кочевниками и оседлыми. Все это стимулировало социальные и духовные поиски. В ту же эпоху возникали новые формы общественной и духовной жизни. Появились новые государства, построенные на динамичном соотношении кочевников и оседлых племен, усилились внутриаравийские торговые связи, развивалась система «заповедных» территорий, регулировавшая взаимоотношения племен. Среди местных культов выделились общеаравийские божества. Широкую известность приобрели учения иудеев и христиан. Языческое многобожие постепенно начинает уступать монотеистическим верованиям. Появились люди, верившие в единого Бога, но не причислявшие себя к какой-либо официальной религии. Своеобразная монотеистическая система сложилась в Йемене. Активно шел процесс этнической и культурной консолидации арабов, формировался единый арабский язык. Потребность в идеологическом обосновании политических, экономических и социальных перемен, в стимулировании их консолидации породила в разных частях Аравии сходные идейно-политические движения. Эти движения возглавлялись людьми, отстаивавшими идею единого Бога. И. был проявлением этих общих процессов. Он стал важнейшим фактором в становлении средневековой арабской народности, нового политического образования — халифата, новой этноконфессиональной общности — общины мусульман (умма). В ранний период существования мусульманского государства вероучение ислама представляло собой некую сумму религиозно-правовых предписаний и установлений, регулировавших взаимоотношения людей. Преобладающее внимание ранних мусульман к вопросам права и внешней обрядности нашло отражение в формировании основ вероучения. В исламе довольно рано сложилось представление о пяти «столпах» вероучения: признание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, молитва (салят), пост (саум), налог в пользу бедных (закят) и паломничество (хадж). Четыре из пяти «столпов» содержат моральные и обрядовые предписания. Вместе с тем в раннем исламе не было четкого разграничивания между религией и правом. Теократический характер власти пророка Мухаммеда, служащий и поныне идеалом «исламского правления», утверждал нераздельность духовной и светской власти в руках главы мусульманской общины. Однако уже три десятилетия спустя после смерти Мухаммеда именно проблема власти привела мусульманскую общину к расколу на религиозно-политические группировки. Этот раскол оказал огромное влияние на формирование исламской идеологии (в первую очередь государственно-правовых доктрин И.) и на политическую судьбу всего мусульманского мира. В результате И. не создал единой концепции верховной власти. Сунниты, шииты и хариджиты выработали свои доктрины власти, которые и поныне определяют религиозно-политические различия в странах исламского мира. На рубеже VII- VIII вв. среди мусульман возникают расхождения в понимании веры (см. Иман) и в отношении к человеку, совершившему «тяжкий» грех. С этими расхождениями был тесно связан спор о предопределении, также приведший к расколу мусульман. В VIII в. под влиянием христианских учений среди мусульманских богословов возникают споры о природе и атрибутах Бога. В этих спорах выявилось различие точек зрения, которое со временем превратилось в значительные расхождения среди богословов разных школ. Резкие формы принимали в И. споры о природе Корана, разделившие мусульман на сторонников сотворенности Корана и на противников этого представления. Идейные расхождения среди мусульман привели к тому, что уже в середине VIII в. в И. образовалось, по крайней мере, пять основных религиозно-политических группировок, обозначавшихся в богословской литературе чаще всего терминами «фирка» или «милля». Это — сунниты, шииты, хариджиты, мурджииты и мутазилиты. Между ними развернулась острая идеологическая борьба, каждая из группировок отстаивала свое учение как единственно верное, обвиняя своих противников в отходе от истинной веры. Проблема «правоверия» стала одной из центральных проблем исламского мира. Возникновение множества мнений, часто противоположных, служило постоянным поводом для взаимного обвинения в «заблуждении» и даже в «неверии». Однако резкие суждения, которыми наполнена средневековая полемическая литература, свидетельствовали прежде всего о субъективности авторов в определении понятия «правоверие» и «заблуждение». При халифе аль-Мамуне (813-833 гг.) впервые в И. была предпринята попытка ввести «сверху» систему государственного вероисповедания, в которую были бы включены элементы мутазилитских догматов. Это вызвало бурный протест «традиционалистов», претендовавших на роль хранителей «правоверия». На рубеже Х-ХI вв. обострились отношения между суннитами-«традиционалистами», с одной стороны, и шиитами-имамитам, мутазилитами и ашаритами — с другой. Попытки халифа аль Кадира (991-1031 гг.) узаконить положения суннитов-традиционалистов в И. не привели к установлению религиозно-политического единства. Идейная борьба продолжалась и в последующие века. Наиболее заметной фигурой в этой борьбе был суннитский богослов Ибн Таймия, ревностно боровшийся за возрождение «первоначального» ислама и за религиозное единство на основе «правоверия». В ходе споров в мусульманской среде и по мере распространения И. среди народов иных регионов (персов, тюркских этносов и др.) все отчетливее проявлялась его неоднородность. «Теоретический» И. все дальше отходил от И. «практического», «официальный» — от «народного», вобравшего в себя обычаи и нравы многих народов, этносов, племен. Идентификация религиозного и национального в массовом сознании мусульман, с одной стороны, и представление о мусульманском единстве, основанное на стержневой идее И. о единобожии — с другой, обусловили формирование концепций об исключительности мусульман и противопоставлении их представителям других религий. На основе этих идей в конце XIX в. возникло, а с 70-х гг. XX столетия активно действует движение исламской солидарности — крайне неоднородное как по составу участников, так и по политическому облику и провозглашаемым целям. В русле общей борьбы освободившихся стран за политическую и экономическую самостоятельность большая группа афро-азиатских государств, провозглашающих одной из основ своей политики идею исламской солидарности, заявила о себе не только как о субъекте мировой политики, но и как о самостоятельной, и достаточно влиятельной силе в международных экономических делах. Одновременно особое внимание мировой общественности привлек целый ряд бурных внутриполитических событий в странах Востока (обострение этно-конфессиональных конфликтов, активизация мусульманского экстремизма и т.д.). В 70-80-е гг. XX в. происходит усиление политической роли И. в странах Востока, обусловленное значительным отставанием процесса секуляризации масс в этих странах от их политизации, вовлечения в орбиту современной общественной жизни. Современный И. — это мировая религия, объединяющая свыше миллиарда человек, оказывающая значительное влияние на процессы общественного развития во всем мире и на международную политику. Именно поэтому изучение истории, культуры И., его идейных истоков и современных тенденций весьма актуально.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 84-89.

Понятие: