Язычество (Филатов, 2011)

ЯЗЫЧЕСТВО — общее обозначение многообразных вероучений, обожествляющих природные стихии; многобожие (политеизм), свойственное древним народам (языкам), в том числе греческой и римской культурам античного периода. В своей сущности язычество — вера не в Бога или в богов, а во всеобщий самодовлеющий природный порядок, в круговорот смертей и рождений. Боги языческих культов — лишь проявление сил самой природы. Позднее античное язычество в императорском Риме основой официальной государственной религиозности сделало обожествление правящего императора, верховного понтифика (жреца) всех языческих культов. Отказ со стороны христиан, принципиально не признававших существование иных богов кроме Христа, приносить жертвы императорским идолам расценивался властями как государственное преступление, и это периодически вызывало жестокие преследования христиан. Борьба язычества и христианства в Римской империи, знавшая десять периодов гонений в I — начале IV в., получила решительный перелом в правление императора Константина I Великого (306-337) с изданием знаменитого Миланского эдикта 313 г., даровавшего христианству преимущественное положение среди всех религиозных культов империи. Император Юлиан Отступник (360-363), племянник Константина Великого, пытался восстановить государственное значение язычества, но не был поддержан своими преемниками. Борьба христианства и язычества в основном завершилась в правление императора Феодосия I Великого (379-395), в 391-392 гг. своими указами сделавшего христианство государственной религией Римской империи, запретившего языческие культы и закрывшего языческие храмы. Однако до конца V в. частная приверженность язычеству хотя и не поощрялась, но и не запрещалась. Попытки реставрации язычества в Западной Римской и Восточной Римской империях продолжались до правления императора Юстиниана I Великого (527-565), в 529 г. закрывшего последний оплот язычества в Византии — неоплатоническую Академию в Афинах. При этом некоторые остаточные элементы язычества сохранялись в Византии на протяжении всей ее истории, в том числе народные суеверия, распространенные среди низших слоев общества, интерес к астрологии и магическим заклинаниям среди представителей знати, языческие статуи, как характерная особенность городской культуры, и т. п.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.535-536.

Понятие: