Преанимизм

ПРЕАНИМИЗМ (от лат. pre – пред, anima — душа) — религиоведческий термин, появившийся в работах английских антропологов (Р. Маретта и др.), которые в полемике со сторонниками теории анимизма как первоначальной формы религии утверждали, что древнейшие верования строятся не столько на анимистических представлениях, сколько на основополагающем чувстве присутствия в мире сверхъестественной силы. Р. Маретт допускал, что данное чувство и сопровождающее его переживание страха могут «предшествовать» анимизму как его психологическая предпосылка и даже как историческая ступень становления религиозности, и в этом смысле архаическое чувство присутствия в мире сверхъестественной силы может быть обозначено как П. Маретт утверждал, что воздействие сверхъестественной силы получает в архаическом сознании два измерения — позитивное и негативное. Мана — позитивный аспект сверхъестественной силы. Представление о негативном воздействии последней заставляет ограждать общение с ней системой запретов — табу. Вместе представления о мане и табу, согласно Маретту, образуют первичный уровень становления религиозного сознания. Именно через понятие силы, «сверх-нормального» могущества формируется первичная, «рудиментарная», как предпочитал выражаться Маретт, религия. С его позицией в целом был солидарен К. Прейс, немецкий антрополог, который выводил происхождение религии, культов духов и богов из веры в магическую силу, сходную с маной. Сторонники П. полагали, что в архаическом сознании эта сила понята как явление внеморальное, автономное и первичное по отношению к какому бы то ни было суждению о божестве. Пионеры теории П. (Р. Маретт, Э. Лэнг) не настаивали на исключительно безличностном характере той сверхъестественной силы, что пробуждала первые религиозные чувства архаического человека. В изложении Э. Дюркгейма теория П. стала учением именно об имперсональной, анонимной силе, формирующей духовный мир и религиозные воззрения архаического человека. Близкая точка зрения представлена в работах М. Мосса, Л. Леви-Брюля. Своеобразное переосмысление теория П. получила в концепции св. Р. Отто и затем была подвергнута существенному пересмотру и критике в работах В. Бэтке, Г. Виденгрена, Ф.Р.Лемана, П. Радина, С.А.Токарева и др.

Литература:

Baetke W. Das Heilige im Ger- manischen. Tubingen, 1942;

Durkheim E. Les formes clementaires de la vie religieuse, le systeme totemique en Australie. P., 1912;

Marret R. The thresthold of religion. L., 1909;

Леман Ф.Р. Мана / Происхождение религии в понимании буржуазных ученых. М., 1932;

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 446-447.

Понятие: