Прамана

ПРАМАНА (санскр., синоним — грахана) — в индийской философии понятие, означающее инструмент или источник получения достоверного знания. Разными школами признавалось различное количество П., а их общее число доходило до одиннадцати. Это были пратьякша — восприятие, анумана — вывод, шабда — авторитетное словесное свидетельство, подразделяемое на шрути — священное предание (веды) и смрити — священное писание (ведическую литературу), упамана — сравнение, артхапатш — необходимое допущение, анупалабдхи — невосприятие потенциально воспринимаемого, айтихья — традиция, чешта — жест, паришеша — исключение и самбхава — включение. Чарваки-локаятики считали единственным источником достоверного знания восприятие; будцисты и вайшешики признавали восприятие и вывод; санкхьяики и джайны к Двум вышеназванным П. добавляли словес-ное свидетельство; найяики дополняли три эти П. сравнением; часть мимансаков — последователей Прабхакары признавали пять П., добавляя необходимое допущение; ведантисты и мимансаки — последователи Кумарилы включали в число П. также невосприятие; в исторических текстах-пуранах говорится о восьми П. из приведенного списка; тантрики дополняли их число жестом.

В разных школах одни и те же П. получали разные истолкования, и это явилось предметом длительных эпистемологических дискуссий между ними. В основных школах (ньяя, джайнизм, буддизм) препринимались попытки свести второстепенные П. к главным — восприятию и выводу.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 445.

Понятие: